18.12.06К нам приехал, к нам приехал... | Вера АРЯМНОВА
Дмитрий Александрович Пригов - лидер русского "неофициального искусства", одна из главных особенностей творчества которого - ориентация на валовой поэтический продукт. В начале 90-х им была поставлена задача - написать к миллениуму 24000 стихотворений... Не суть, справился ли. Главное, объявить несусветное, и чтобы все сказали: ах!.. Сказали. На круглом столе "Грызуны в литературе" в 2000-м году Пригова назвали, по ассоциации с известным свойством кроликов, самым плодовитым русским литератором.
Встреча с казанскими литераторами и студентами, которые пишут рефераты по творчеству отца русского концептуального искусства, состоялась в гипермаркете "Книжный двор".
Концептуализм - направление, придающее приоритетное значение не качеству исполнения произведения, а смысловой оснащенности и новизне концепции. На самом деле исполнение - одна из "фишек" Дмитрия Александровича. Свои тексты он представляет публике в буффонадной, экзальтированной, кликушеской манере. В клубной среде популярны приговские "мантры" - чтение нараспев, с подвыванием, классических произведений в стиле буддистских, мусульманских и так далее песнопений.
Цель его творчества, пояснил наш гость, чтобы впоследствии сказали "как у Пригова" (прообраз, очевидно, "как у Пушкина"). Вот ради этого "Как у..." он примеряет на себя самые разнообразные имиджи: поэт-глашатай, поэт-кликуша, поэт-мистагог, то есть пророк, и т.д.
В конструировании имиджа, понятно, мелочей не бывает. Одни из постоянных индивидуальных элементов образа Пригова - его литературное имя: Дмитрий Александрович. То есть, сказать "Александр Блок" можно, а "Дмитрий Пригов" - ни в коем случае. Только "Дмитрий Александрович Пригов". Так его все и зовут.
В начале вечера он продемонстрировал видео-перформанс "Невидимые миру слезы". Публика семь минут смотрела на экран, где под серьезную музыку поэт плотоядно поглощал курицу. Очевидно, в это время, по замыслу создателя перформанса, зритель должен был получить навыки осмысления: что все же происходит? Семь минут - хорошее время, и думалось в эти минуты о разном. Например, о том, не стал ли Дмитрий Александрович жертвой суждения М. Гаспарова: "Только в доромантическую эпоху, чтобы быть поэтом, достаточно было писать хорошие стихи. Начиная с романтизма - а особенно в нашем веке - "быть поэтом" стало особой заботой, и старания писателей создавать свой собственный образ достигли ювелирной изощренности. В ХIХ веке искуснее всего это делал Лермонтов, а в ХХ веке еще искуснее - Анна Ахматова". Но Пригов доводит эту традицию (а была ли традиция?!) до абсолютно самоценной - до абсурда.
Литературовед Олег Лекманов сказал: "Д.А. Пригов, как и Владимир Сорокин, - стал добровольной жертвой собственных экспериментов, - эстетических, и этических - обозначив край, далее коего идти нельзя, за который можно только заглянуть"...
А еще в эти семь минут представлялся маленький мальчик, испуганный, по словам самого Пригова, долго царствовавшим русским культурным менталитетом: "Это постоянное ощущение катастрофы, стояния на краю пропасти, отчего возникает желание эту пропасть срочно чем-то заполнить, закидать, неважно чем - домашним скарбом, чугунными болванками (с производства), - нужно беспрерывно и монотонно что-то кидать в эту пропасть. И вот оказывается, что реактивной силой этого кидания ты только и удерживаешься от падения вниз. Поэтому здесь главное не качество сделанного, не точность удара, а беспрерывное движение".
Вот этим, собственно, он сам и объясняет свою дикую производительность. Он пишет в основном циклами, их создано несметное количество: "Азбуки", "Стратификации", "Про мертвецов", "Красавица и герой", "Дети как жертвы сексуальных домогательств", "Страна встреч с медведем и не только с ним", "Дитя и смерть", "Дистрофики" и т.д. и т.п.
А думается, все суета сует и суетная тщетность. А чтобы читатель, пусть неискушенный, мог найти в текстах отражение жизни и искреннее чувство (или, возможно, удачную его имитацию), предлагаем одном из прочитанных на вечере стихотворении:
Килограмм салата рыбного
В кулинарьи приобрел.
В этом ничего обидного!
Приобрел и приобрел.
Сам немножечко поел,
Сына единоутробного
Этим делом накормил
И уселись у окошка
У прозрачного стекла
Словно две мужские кошки
Чтобы жизнь внизу текла.
"Республика Татарстан" №250 от 16.12.06 |