Андрей ЛЕБЕДЕВ
Еще два с половиной года назад на месте офиса генерального консульства Турции можно было увидеть небольшое двухэтажное здание с угловым флигелем, именовавшееся до революции домом Пирха. Сто лет назад в нем располагалась самая известная в Казани богадельня Крупенниковых.
Как известно, богадельня - благотворительное учреждение для призрения (то есть присмотра, содержания) немощных и инвалидов. Само слово произошло от церковнославянского "бога деля" ("для бога").
Благотворительность в дореволюционной России имела глубокие исторические корни. В XIX веке под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи нуждающимся. Особый размах и различные формы меценатство приобретает во второй половине этого века, когда заметное развитие получили многочисленные благотворительные общества и учреждения, активизировалась и частная филантропия.
Среди казанских жертвователей выделялись богатые купцы и крупные предприниматели - Александров, Алафузов, Журавлев, Шамов, Юнусов... Все они стремились оставить память о себе меценатством. Так в Казани появились Лихачевское родильное отделение, Шамовская больница, Алафузовский народный театр, Юнусовский мусульманский детский приют.
Особенно много в городе построено, выражаясь современным языком, социальных заведений. Только крупных богаделен в Казани было пять. Две их них располагались в Адмиралтейской слободе - при Боголюбской (Екатерининской) церкви и Мариинская, учрежденная мещанским обществом в 1872 году в память о бракосочетании государя - наследника цесаревича Александра с Ее Величеством Марией Феодоровной. Три другие богадельни находились в центре Казани. Ложкинская считалась самой первой из них по времени основания. Открылась она еще в 1848 году в доме, пожертвованном купцом В.Ложкиным. В 1843 году по завещанию купца Ф.Постникова богадельне отошел более солидный - вновь выстроенный - дом по улице Воздвиженской (Маркса). Своя богадельня существовала также при единоверческой церкви Четырех Евангелистов (ныне на ее месте - "сталинка" напротив театра Камала через ул.Марджани).
Купец Константин Крупенников, разбогатевший на торговле кожевенным товаром, организовал собственную богадельню в 1866 году в доме бывшего его владельца Пирха, построенном в 1830-м Петром Пятницким. Для этого здание было перестроено и расширено по проекту другого прославленного казанского архитектора Л.Хрщоновича. Позднее при богадельне оборудовали церковь Нерукотворного образа Спасителя с миниатюрным приделом во имя Святого князя Александра Невского.
С виду это было двухэтажное прямоугольное здание, оформленное в стиле позднего классицизма. Над входом в него был оборудован изящный навес на ажурных кронштейнах чебаксинской ковки. Крупенниковская богадельня была самой большой в городе. В ней могли содержаться одновременно до 120 человек.
Крупенников гордился не только своими богатством и щедростью, но и семейными преданиями, связанными прежде всего с его отцом. В возрасте девятнадцати лет Леонтий Крупенников побывал в плену у взявшего Казань Пугачева. Благодаря этому обстоятельству личное знакомство с ним свел еще Пушкин. Во время работы над книгой автор "Капитанской дочки" разыскал очевидцев событий пугачевского восстания в Казани. Он побывал на суконной фабрике, познакомился там с рабочим Бабиным, посетил Казанский Кремль и места, где располагался лагерь Емельяна Пугачева. Отдельно, около двух часов, Александр Сергеевич беседовал с Леонтием Филипповичем. Крупенников-сын всегда рассказывал об этом, утверждая, что присутствовал при этой встрече, которая состоялась 7 сентября 1833 года.
На склоне лет купец стал весьма набожным и активно занялся благотворительностью. После его смерти богадельне на углу улиц Лядской и Комиссариатской (Горького и Муштари) благодарные потомки присвоили имя Крупенниковых - в честь отца и сына.
В советское время здание выполняло самые разные функции, одно время было домом престарелых и даже общежитием. А весной прошлого года ветхое строение бывшей богадельни снесли.
"Республика Татарстан" №241 от 5.12.06 |