01.12.06Казани пристроят аэропорт | Татьяна КОРНЕЕВА
Московская авиационно-транспортная компания «Траверс-Авиа» планирует построить в Казани аэропорт для обслуживания бизнес-перевозок, который в числе первых войдет в состав специализированной российской сети аэропортов деловой авиации. Примерная стоимость казанского проекта составляет 125 млн евро, инвестиции планируется окупить через 7 лет. Участники рынка считают проект любопытным, но преждевременным, поскольку спрос на услуги бизнес-авиации в регионах еще незначительный.
Как рассказал заместитель генерального директора ООО «Траверс-Авиа» Николай Фальков, переговоры с властями Татарстана о строительстве в регионе специализированного аэропорта ведутся с лета этого года. Планируется, что казанский аэропорт станет одним из 10 опорных аэропортов в системе деловой авиации России, проект создания которой компания намерена реализовать к 2011 году. По словам Николая Фалькова, проект получил поддержку Министерства транспорта и дорожного хозяйства республики и премьер-министра РТ Рустама Минниханова. «Принципиальное решение о строительстве аэропорта в Казани принято, сейчас мы завершаем переговоры по выбору площадки для его размещения», — сказал господин Фальков, отметив, что татарстанский проект сейчас является наиболее «подготовленным» по сравнению с другими регионами. По предварительным расчетам, стоимость казанского аэропорта составляет 125 млн евро. По словам менеджера, строительство всей сети, в том числе и казанской части, будет финансироваться за счет средств стратегического инвестора, который уже определен (его имя не раскрывается), частично за счет собственных средств компании, а также госинвестиций, которые «Траверс-Авиа» рассчитывает получить из средств инвестфонда (заявка на софинансирование подана в июне этого года), либо региональных бюджетов.
ООО «Траверс-Авиа» с годовым оборотом примерно 200 млн руб. специализируется на организации воздушных пассажирских, VIP и грузовых перевозок. Уставный капитал компании составляет 6,1 млн руб. Единственным ее собственником является Holton Management Ltd., зарегистрированная на Сейшельских островах. Разработанный компанией инвестпроект создания системы деловой авиации в России предусматривает с 2007 по 2011 год сформировать сеть за счет строительства или модернизации 10 специализированных аэродромов на территории РФ, в том числе в Санкт-Петербурге, Москве, Краснодаре, Казани, Екатеринбурге, Салехарде, Кемерово, Иркутске, Хабаровске, Якутске. Общая стоимость проекта составляет около 20,5 млрд руб. Окупаемость проекта — от 7 до 9 лет.
В Миндортрансе РТ подтвердили заинтересованность в проекте «Траверс-Авиа». «Создание в республике современной инфраструктуры для развития деловой авиации позволит поднять уровень обслуживания бизнес-перевозок и соответственно увеличить их объем», — сказал первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Павел Чернов. Он отметил, что республике проект интересен также тем, что «Траверс-Авиа» не просит у правительства денег, а готова сама привлечь их в полном объеме. Сейчас стороны обсуждают пять вариантов месторасположения аэропорта, в том числе площадку по соседству с международным аэропортом «Казань» (МАК). Павел Чернов подчеркнул, что речь идет о строительстве полноценного автономного комплекса наземных сооружений, в том числе новой взлетно-посадочной полосы длиной 2-2,5 км, ангаров, стоянок, сервисных служб, автозаправочного комплекса, бизнес-терминала.
К настоящему времени подготовлен проект постановления Кабинета министров РТ о строительстве аэропорта деловой авиации. Документ, подписание которого в «Траверс-Авиа» ожидают не позднее середины декабря, определит уполномоченную за строительство и эксплуатацию аэропорта компанию. Предполагается, что стратегическому инвестору будет принадлежать не менее 15% акций оператора, правительству РТ — блокирующий пакет. Остальные акции распределятся между другими инвесторами проекта. По словам Николая Фалькова, строительство аэропорта планируется начать не позднее апреля 2007 года и завершить в течение двух лет.
Участники рынка отнеслись к проекту неоднозначно. По словам генерального директора ОАО МАК Петра Трубаева, спрос на услуги бизнес-авиации на местном рынке ежегодно растет, но пока доходы от частных полетов (в основном, их заказчиками являются члены правительства, некоторые местные и зарубежные бизнесмены, в основном из Турции и Германии, спортивные команды) в общих доходах аэропорта при прогнозе на этот год около 300 млн рублей составляют порядка 10%. «Сомневаюсь, что затраты инвестора при существующем небольшом спросе на бизнес-перевозки окупятся быстро», — говорит генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Татарстан»« Магомед Закаржаев. — Сегодняшняя загрузка казанского аэропорта, когда он в день обслуживает 25 самолетов, позволяет осуществлять любые частные бизнес-полеты без особых проблем. Строительство в регионе специального бизнес-аэропорта, на мой взгляд, преждевременно».
Между тем, по экспертным оценкам, деловые авиаперевозки считаются одним из самых динамично развивающихся сегментов рынка. Его годовой оборот оценивается в 750 млн — $1 млрд, а ежегодный прирост, по разным оценкам, составляет от 15 до 30%. Поэтому специалисты «Траверс-Авиа» уверены в инвестиционной привлекательности своего проекта. «Даже если мы не получим средства инвестфонда (компания заявилась на 12,8 млрд рублей), мы все равно реализуем этот проект, потому что в нем заинтересованы очень многие частные инвесторы», — сказал Николай Фальков.
"Коммерсант. Волга-Урал" №225 от 01.12.2006 |