28.11.06Единственному в мире музею татарской культуры 15 лет | София САЙГАНОВА
В честь юбилея в НКЦ открылась выставка и прошла научно-практическая конференция, посвященные этому событию. На конференции выступали ученые, которые принимали деятельное участие в создании музея. Их здесь называют “друзья музея” - чем не титул? Среди них доктора исторических наук Дамир Исхаков, Фаяз Хузин, доктор искусствоведения Гузель Валеева-Сулейманова, доктор исторических наук Айдар Хабутдинов и другие. А среди слушателей было немало тех, кто пополнил музейные экспозиции экспонатами из своих семейных коллекций, представителей древних татарских родов - таких, как Динара Аитова, Фарида Кадырова и другие. Тоже “друзья музея”.
Надо заметить, у этого музея счастливая судьба: он родился в начале девяностых годов, в период всплеска национального самосознания, которое находило выражение в различных формах. Началось все с обращения татарской интеллигенции к руководству республики с просьбой передать помещение мемориала под “татарский музей”. А когда такое решение было принято, ученые - историки, археологи, искусствоведы - совместно с музейщиками создали принципиально новую музейную концепцию, впервые организуя не губернский музей, а музей татарского народа, разбросанного по миру. Его экспозиции знакомят как с древнейшей историей татар, становлением и расцветом их государственности, так и с обычаями, культурой многочисленных диаспор. Заместитель директора НКЦ “Казань” искусствовед Розалина Шагеева весьма поэтично охарактеризовала эту работу, как “возвращение храма”.
С первых же дней сотрудники музея отправлялись в одну командировку за другой, едва прослышав о том, что где-то можно приобрести интересные экспонаты. Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Касимов, Самара, города и села нашей республики - где они только не побывали, пополняя музейные фонды! Вспоминаю, как однажды поехала в одну из таких командировок с заведующей отделом фондов Галией Сатаровой в Мамадышский район. Мы везли оттуда несколько “предметов крестьянского быта” и в их числе внушительных размеров прялку, которая мало того, что протянулась на длину двух автобусных сидений, так еще и в проход между рядами сидений высунулась. Пассажиры нас от души костерили, всем мешала наша бедная прялка, а мы молча терпели попреки, “за культуру страдали”. Но то, что мною воспринималось как экзотика и забавное приключение, для музейщиков было работой, постоянной и кропотливой. Кто возьмется сосчитать, сколько таких прялок они на себе перетаскали. Впрочем, везти хрупкие сервизы или старинные глиняные чаши ничуть не лучше, каждая колдобина вгоняет в пот - вдруг ценный экспонат расколется. И все-таки коллекция пополнялась ударными темпами. Старинное оружие, национальные костюмы разных эпох и сословий, мебель, документы, книги, фотографии и гравюры, живописные полотна... Сейчас фонды музея насчитывают 34,5 тысячи единиц хранения. В их числе и те, что принадлежали Ленинскому мемориалу, ведь свидетельствами нашей истории не разбрасываются. А фонды продолжают пополняться. Интересные экспонаты, характеризующие дворянский и купеческий быт, переданы Анной Коробициной, Светланой Изосимовой, уже упомянутой Динарой Аитовой. Закупаются работы татарских художников в Росизофонде, и местных - к примеру Р.Загидуллина, И.Зарипова, и представителей диаспор.
Большой популярностью пользуются выставки, подготовленные музеем выставки: “Древняя Казань”, “Искусство ислама”, “Татарский мир” и последняя, посвященная 1000-летию Казани. Ее называют еще “музеем татарстанской столицы” - такой вот получается музей в музее. Именно здесь, по словам Г.Валеевой-Сулеймановой, наиболее полно отражена история Казани. Ее концепцию музейщики - Р.Шагеева, И.Мингазова также создавали в тесном сотрудничестве с учеными Ф.Хузиным, А.Ситдиковым, Г.Валеевой-Сулеймановой, А.Хабутдиновым. Только за три первых месяца работы выставки (август-октябрь 2005 года) ее посетили более 20 тысяч человек, за 9 месяцев этого года - 15,5 тысячи. “Наш музей - самый посещаемый, - говорит Галия Сатарова, - мы принимаем группу за группой: школьники, студенты, туристы, гости города, да и казанцы частенько наведываются сюда семьями. Помимо концептуальных выставок, здесь ежемесячно экспонируют работы казанских художников, для некоторых из них НКЦ стал стартовой площадкой”.
15 лет для музея - безусловно, детский возраст, но вот собрались, подвели итоги, и стало ясно, что дитя растет удачное. Уже на старте сделано много, на будущее - планов громадье, а самая главная удача в том, что музей стал своим и для татарской интеллигенции, которая, собственно, его и породила, и для горожан, которые не обходят этот музей стороной.
"Время и деньги" №220 от 28.11.06 |