01.11.06Под соусом вечности | Татьяна ВАЛЕНТИНОВА
В галерее “Хазинэ” работает выставка “Реалистические традиции в живописи Татарстана: Василий Тимофеев”. Она приурочена к 115-летию со дня рождения художника.
Василий Тимофеев родился 1 января 1891 года в деревне Осинки Вязниковского уезда Владимирской губернии, а умер в 1969 в Казани. Он окончил Казанскую художественную школу, где учился у Н.Фешина, П.Бенькова, Г.Медведева, И.Денисова. За долгие годы педагогической деятельности Тимофеева, основанной на последовательном развитии принципов реализма, через его мастерские прошли сотни учащихся, из числа которых несколько десятилетий подряд формировался “костяк” живописцев нашего края.
В 30-х годах прошлого века Василий Тимофеев становится одним из организаторов Союза художников ТАССР. Он пишет многофигурные картины “Социалистическое соревнование бригад” (1935), “Строительство дорог в Чувашии”(1935). В 1933-1938 годах он создает цикл полотен и рисунков по впечатлениям, накопленным на фронте, - “Моторизованная пехота”, “Красноармейцы-комсомольцы за читкой газеты”. Для лучших картин и рисунков Тимофеева 30-х годов характерны выразительность сильных, ярких образов, пластическая ясность рисунка, мажорный цветовой строй. Его работы принимаются на крупнейшие выставки в Москве. Тимофеев был одним из самых известных - в российском масштабе - и одним из самых авторитетных казанских художников того времени.
Василий Тимофеев был одновременно прекрасным портретистом, пейзажистом, мастером живописного воспроизведения интерьера, жанристом, тонко ощущающим поэтику повседневного быта, атмосферу текущего момента, художником исторической темы, и порою кажется просто поразительным, как много важных исторических и современных мотивов затронул он в своей живописи.
Как сейчас воспринимается творчество Тимофеева? Оно любопытно и видится как своего рода живописный “винтаж”. Конечно, можно поиронизировать над некой наивностью и политизированностью автора, но без таких, как он, художников-реалистов наше знакомство с российской живописью будет неполным. Во всяком случае, если мы будем рассматривать его полотна “под соусом вечности”, ирония само по себе отпадет.
"Время и деньги" №203 от 01.11.2006 |