25.10.06"Сибирь" дошла до суда | Татьяна КОРНЕЕВА
Вчера авиакомпания «Сибирь» добилась в арбитражном суде (АС) Татарстана отмены решения татарстанского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС), прекратившего дело в отношении международного аэропорта «Казань» (МАК). УФАС не нашло в действиях МАК, запретившего «Сибири» выполнять вечерние рейсы на маршруте Казань—Москва, нарушений антимонопольного законодательства. В «Сибири» считают, что аэропорт поставил компанию в «дискриминационные условия» по сравнению с другими участниками рынка. Дальнейшее разбирательство состоится в апелляционной инстанции в Самаре — вчера представители УФАС заявили о намерении обжаловать решение суда.
Вчера АС Татарстана под председательством судьи Зуфара Хамитова удовлетворил исковое заявление авиакомпании «Сибирь», просившей отменить мартовское решение комиссии татарстанского УФАС. Поводом для обращения «Сибири» в УФАС стал разгоревшийся прошлой осенью конфликт между МАК и перевозчиком, после того как аэропорт отказался согласовать дополнительный ежедневный вечерний рейс компании (вылет из Казани в 21.35) на маршруте Казань—Москва. В «Сибири» посчитали, что МАК необоснованно запретил осуществлять вечерние рейсы, «злоупотребив» своим доминирующим положением на рынке, и, таким образом, поставил компанию в «дискриминационные условия» по сравнению с другими участниками рынка. Между тем УФАС в действиях МАК признаков нарушения антимонопольного законодательства не обнаружило и производство по делу прекратило.
Представители АК «Сибирь» считают решение АС РТ своей первой победой в годичном споре с МАК за право выполнять вечерние рейсы. В компании считают, что суд принял справедливое решение, отменив «необъективное» решение УФАС. «Комиссией (УФАС) при рассмотрении дела не было принято во внимание то, что запрашиваемый нами слот сначала был согласован аэропортом „Казань“ в соответствии с условиями заключенного договора о наземном обслуживании, а затем вразрез с условиями этого договора запрещен», — сказал директор казанского филиала АК «Сибирь» Дамир Галиев. Юристы компании также отмечают, что решение о запрете вечернего рейса «Сибири» принял совет директоров МАК (аэропорт на 100% принадлежит правительству республики, главой совета директоров является министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов), что «не относится к его компетенции». МАК отказал «Сибири» в открытии дополнительного рейса на основании «удовлетворенности пассажирского спроса на участке Казань—Москва. Дискриминационные же условия выразились, в частности, в том, что МАК, по мнению АК «Сибирь», действовал в интересах базовой авиакомпании «Татарстан», которая «выполняет ежедневно по пять московских рейсов».
Сейчас из Казани в Москву есть три ежедневных вечерних рейса, которые выполняет авиакомпания «Татарстан». АК «Сибирь» выполняет один ежедневный утренний рейс на Москву, еще два утренних рейса есть у «Татарстана». Стоимость билетов на рейсах местного перевозчика составляет от 1,8 до 4,3 тыс. руб. в эконом-классе и 9 тыс. руб. в бизнес-классе. На рейсах «Сибири» стоимость билетов в эконом-классе составляет от 1,47 до 5,67 тыс. руб., в бизнес-классе — от 10,67 до 15,67 тыс. руб.
В антимонопольном ведомстве сказали, что после получения решения АС РТ обжалуют его в апелляционной инстанции — в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде в Самаре. Как пояснила представитель УФАС Галина Андреева, главным аргументом «Сибири» в споре является подписанный 10 лет назад приказ Федеральной авиационной службы (ликвидирована в 2004 году) №50, согласно которому аэропорт не вправе отказать авиаперевозчику в приеме воздушного судна, выполняющего рейсы по маршрутам, на которые выдана лицензия авиаслужбы. В ходе своего расследования антимонопольщики выяснили, что приказ №50 не зарегистрирован Минюстом, а значит — не имеет никакой правовой силы. «Поскольку никакого регулирующего документа сейчас нет, то хозяйствующие субъекты должны строить свои отношения исключительно на договорной основе», — сказала Галина Андреева. В заключенном между авиакомпанией и аэропортом договоре предусмотрена обязанность перевозчика за 15 дней согласовывать с аэропортом открытие дополнительных рейсов, и в том, что аэропорт не утвердил запрашиваемый «Сибирью» временной интервал, нарушения антимонопольного законодательства нет, считают в УФАС.
В «Сибири» тоже признают наличие проблемы в законодательстве о гражданской авиации. «В ходе этих разбирательств мы хотим добиться, чтобы на рынке авиаперевозок были установлены единые правила игры, четко регламентирующие взаимоотношения всех хозяйствующих субъектов, в том числе авиаперевозчиков и аэропортов», — сказал Дамир Галиев.
Отметим, что сейчас ФАС, по сообщению ее пресс-службы, обсуждает вопрос о возбуждении дела в отношении МАК по заявлению АК «Сибирь». В действиях казанского аэропорта «могут усматриваться признаки нарушения пункта 1 статьи 5 закона „О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ в части создания препятствий доступу на рынок авиаперевозчику», сообщили в ФАС.
"Коммерсант. Волга-Урал" №200 от 25.10.2006 |