09.10.06Доступность ЖКУ решили просчитать | Инна СЕРОВА
Критерии доступности услуг жилищно-коммунального комплекса утвердил кабмин. И теперь доступность, скажем, воды для жителей Казани можно будет оценить на основе шкалы, включающей четыре уровня: высокий, допустимый, низкий и недопустимый. Это в минстрое считают большим шагом вперед в деле реформирования ЖКХ. Но потребителям этих самых услуг - жильцам, судя по всему, придется маршировать на месте.
Критерии доступности оценят с трех точек зрения. С точки зрения физической доступности - на примере воды это выглядит так: есть либо нет водопровода в большинстве домов в городе или райцентре. С точки зрения экономической доступности - насколько дорого она обходится с учетом среднедушевого дохода населения (он, кстати, в расчете, выполненном для примера специалистами минстроя, с точки зрения рядового бюджетника, выглядит просто сказочно высоким). И с точки зрения качества - о нем будут судить по соотношению между фактическим и нормативным потреблением и по соотношению нормативных и фактических затрат на ее производство. А потом рассмотрят полученные результаты, и самый низкий из них признают тем самым критерием, на основании которого примут решение, утверждать ли тариф на данную услугу. Например, на воду.
Но жильцам, к примеру, верхних этажей домов в традиционно "засушливом" 56-м квартале Казани между проспектом Ибрагимова и магазином "Океан" не стоит рассчитывать, что ежели до них вода доходит только днем, когда все на работе, и ночью, когда все уже спать легли, то и тариф для них персонально примут равным нулю. Начальник управления экономического прогнозирования, тарифной и инвестиционной политики минстроя Елена Чернякова высказалась определенно: "Мы не можем считать доступность для каждой семьи - только в целом для населения. Все строится на макропараметрах, в точечных показателях мы потеряемся". А в макропараметрах всегда почему-то и доход выглядит выше, и вода доступнее.
Что же тогда дадут горожанам новые критерии? В минстрое говорят: сейчас тарифы на услуги большие, потому что себестоимость их высока (технологии старые, трубы дырявые, оборудование изношенное), и чем все хуже, то есть чем ниже доступность услуги, тем выше на нее подскакивает тариф. А теперь, мол, производители услуг будут закладывать в тариф расходы на модернизацию, и тарифы еще вырастут. Но только вначале. А потом они должны снизиться, потому что поставщиков обяжут принимать программы, согласно которым они будут повышать доступность (и, соответственно, обеспечивать будущее снижение тарифов). Министерство же будет их контролировать, и если программы не будут выполняться, тарифы будут жестоко "резать". В этом в минстрое и видят большой стимул для того, чтобы производители ЖКУ занялись наконец модернизацией своего хозяйства. На нее им отводят пять лет.
Но пять лет - долгий срок. А помнится, еще Ходжа Насретдин рассчитывал свою образовательную программу для осла султана исходя из того, что за долгий срок либо осел сдохнет, либо султан умрет. А нам из собственного опыта известно, что производители жилищно-коммунальных услуг обычно "умирают" за куда более короткие сроки, бездарно проев денежки, полученные согласно утвержденным тарифам, и ничего так и не модернизировав. А потом возрождаются под новыми вывесками. Спрашивается, что помешает им проделывать этот фокус на фоне подсчета критериев доступности их услуг? Тем более что утвержденные кабмином критерии носят для муниципальных образований лишь рекомендательный характер.
"Вечерняя Казань" №161 от 7.10.06 |