05.10.06Анна Юрлова - хороший человек. И потому - хороший учитель |
- Но ведь предмет называется не основы религии, а основы православной культуры...
- Мы же с вами понимаем, что это всего лишь лазейка, ведь речь идет именно о религиозной культуре, причем о чрезвычайно узком ее пласте, базирующемся лишь на одной религии. У нас есть великолепный предмет - мировая художественная культура. Чего больше? Зачем огород городить? Другое дело - история мировых религий. Это предмет нужный. Особенно в нынешней ситуации. Только преподавать его должны хорошо подготовленные люди.
- А кто бы мог вести такой предмет?
- Я думаю, справились бы историки, если бы прошли подготовку по спецдисциплинам. У нас в республике для этого есть Институт развития образования, который очень много дает учителям. Так, мне как предметнику много помогают на кафедре истории и обществоведения, как классному руководителю - на кафедре, занимающейся проблемами воспитания. Я очень многому научилась у Инны Богуславской, это же не человек - вулкан идей и эмоций. А какая любовь к ребенку! Я обращаюсь за советами к Владимиру Пискареву, Валерьяну Габдулхакову - эрудитам, интеллигентнейшим людям. Так что за подготовкой, думаю, дело не станет.
- Анна Жоржевна, как вы относитесь к ЕГЭ по общественным дисциплинам? Реально ли с помощью ЕГЭ проверить знания по ним?
- У меня нет однозначного отношения к этому. Первоначально я восприняла ЕГЭ в штыки. А сейчас, пожалуй, оставила бы тесты как составную часть экзамена. Но присовокупила бы к ним и устный ответ. Конечно, одними тестами знаний не выявишь, устный ответ, в свою очередь, привносит субъективизм в оценку. Дилемма...
В этой связи я делаю что могу, стараюсь готовить к ЕГЭ на факультативе и на уроках. Собираю необходимые материалы, “раздираю” их по блокам, тренирую ребят. Они у меня с заданиями справляются хорошо. Но креатива и души в этом нет.
- Любимчики у вас есть?
- Любимчиков нет. Есть ребята, которые душевно понятнее. Мне даже неважно, какая оценка у них по моему предмету. Граница моего приятия или неприятия - уровень порядочности. Если человек порядочен, буду с него пылинки сдувать.
Мне вообще нравится общаться с детьми, наблюдать, как они у тебя на глазах из малышей, которых из-за парты не видно, превращаются в красивых, умных, во всем разбирающихся юношей и девушек.
- Каждый год вы прощаетесь с очередными выпускниками. Какие качества вы стремитесь в них воспитать, чтобы не пропали в жизни?
- За 20 лет работы я не раз меняла мнение на этот счет. Раньше думала, что они должны быть зубастыми, прагматичными, чтобы выжить. Теперь я вижу это иначе. Сейчас считаю самым важным порядочность, чувство долга, сострадательность - это главное в характере, а к этому уже прибавляются профессиональные и деловые качества. И никак не наоборот.
- А как вы понимаете учительское счастье? Есть такие моменты, когда вы его ощущаете?
- Конечно, есть. Например, с ребятами из моего последнего выпуска (они сейчас на пятом курсе) мы ежегодно собираемся на мой день рождения. День рождения, понятно, - всего лишь повод для общения. Меня это трогает: раз спустя годы приходят, значит, не зря я входила к ним в класс.
Или вот еще на нынешнем выпускном вечере, когда прощались с учителями и назвали мое имя, все ребята встали. У меня даже слезы полились.
Или еще: идет махровая троечница и с той стороны улицы кричит через шум машин: “Анна Жоржевна, здравствуйте, я замуж выхожу!” А ведь я ее гоняла не слабо, я никому оценок не дарю. Учительский труд - тяжелый, но когда ощущаешь, что ты своим ученикам нужен, причем не только как предметник, по жизни нужен, это дорогого стоит.
"Время и деньги" №184 от 05.10.06 |