05.10.06Анна Юрлова - хороший человек. И потому - хороший учитель |
- А дети изменились за последние десять-пятнадцать лет?
- Безусловно, причем изменения заметны как в лучшую, так и в худшую сторону. Вот взяла я недавно свой план урока десятилетней давности и вижу, что задания, с которыми легко справлялись тогдашние мои ученики, нынешним - не по зубам. Интеллектуальная планка снизилась. Конечно же, это плохо. Но с другой стороны, ребята стали более открытыми, раскрепощенными. Такая вот парадоксальная вещь. Надо эти “ножницы” как-то уравнять.
Вот недавно с тремя 11 классами разбирали тему “Человек”. И в одном из них вышли на проблему любви. Такого крика души, такой бури эмоций и не припомню.
Ребята откровенно рассказывали о самом сокровенном. Кто-то с полетом, счастьем, кто-то - с болью. Аж мурашки по коже. Думаю про себя: только бы не ранить словом, только бы не задеть. В конце урока я им сказала: “Понятно, что за такие уроки оценки не ставят. Спасибо вам всем за предельно откровенный разговор. Я даже не знала, что вы такие умные и такие взрослые”. Причем мальчишки были откровеннее в разговоре, чем девочки. Не совсем по плану пошел урок, но я считаю, что задачу свою выполнила, ведь тема-то была “Человек”. А что такое человек без любви?
Так что в школе очень интересно. Вы только никому не верьте, что дети сейчас - плохие. Дети - замечательные. Это мы, взрослые, перед ними виноваты. И тем виноваты, что дома недодаем внимания, прикрываемся работой, как флагом. Я как мать тоже этим грешила. Сейчас сыну уже 29. Теперь уже внучке недодаю. Я - вся здесь, в классе. А ей достается забота по остаточному принципу.
И еще виноваты тем, что со страной натворили, а они будут расхлебывать.
- А чем интересуются современные старшеклассники? Многие жалуются, что им все по барабану...
- Вот уж не согласна. Судя по моим ученикам, ребят волнуют проблемы экономики и политики. Лет 5 назад они вообще доминировали. Если происходят серьезные события, ребята моментально на это реагируют. Например, мы беседуем об угрозе фашизма. Как правило, четко прослеживаются две тенденции: у одной группы ребят резкое осуждение и неприятие этого явления, у другой сомнения - у нас все на фашистов валят. Я спрашиваю сомневающихся: “А почему у нас на Арском кладбище еврейские памятники перевернуты или краской замазаны?” - “Это хулиганство”, -. отвечают. - “А если хулиганство, почему же русские и татарские не трогают”? Молчат. В нашем районе от Парка Горького до Советской площади на заборах то и дело фашистская символика появляется, фашистские листовки клеят. Причем листовки в цвете отпечатаны. И школе, и молодежным организациям пора бить тревогу. Прошли те времена, когда Великая Отечественная война была прививкой на десятилетия. Сейчас это уже не срабатывает. Надо искать другие формы работы.
Или вот явно с чужих слов дети жалуются на засилье приезжих: на рынке - кавказцы, на стройках - турки. Обо всем этом надо с ними говорить, помогать понять, что вокруг на самом деле происходит.
В последние два-три года наметилась еще одна тенденция - старшеклассников интересует все, что касается души, внутреннего мира человека.
Читают они маловато, но зато теперь аудиокниги слушают. Смотришь - в наушниках не музыка гремит, а художественный текст. Не скажу, конечно, что у всех. Но ведь и книгочеями никогда не были все без исключения.
Более разумным стало и общение с компьютером. Прошел период, когда ребята интересовались только стрелялками-убивалками. Тут и учителю самое время подключиться, направить интерес в нужное русло. Я, к примеру, поручаю сделать задание с помощью компьютера в виде презентации, отыскать в сети нужный материал. У меня они в сети работают и на уроках, и дома, хорошо все получается.
- Кстати, о духовном. Как вы относитесь к преподаванию основ православной культуры в школе?
- Я категорически против. Школа у нас светская. Подобное начинание противоречит Конституции России. Как человек, который преподает не только историю, но еще и право, я считаю даже обсуждение этой темы излишним. Но и помимо правовых аспектов, слишком много вопросов возникает по этому поводу. Как можно в многонациональной и поликонфессиональной стране выделять какую-то одну религию? Почему основы именно православной культуры? Почему не исламской? А что делать, если в классе сидит католик или буддист, или еврей? Духовная сфера - тонкая вещь, подходить к ней надо с большим тактом. |