05.10.06Анна Юрлова - хороший человек. И потому - хороший учитель | София САЙГАНОВА
Еще не так давно на слуху было выражение “хороший человек - это не профессия”. И вправду, хороший человек - много больше, чем профессия. Если точнее, без этого и профессии не бывает. Во всяком случае, учительской. На этом мы сошлись с Анной Жоржевной Юрловой, решая, какими качествами нужно обладать, связывая свою жизнь со школой.
На суждение Анны Жоржевны, одной из лучших преподавательниц истории в нашей республике, награжденной знаком “Почетный работник общего образования”, обладательницы гранта Президента России, можно полагаться. “Учительская профессия - для тех, кому в принципе интересны другие люди. В классе двадцать с лишним человек: не у всех характер сахарный, а найти общий язык нужно с каждым. На самом деле это не так уж сложно, но при условии, что ты любишь детей и не жалеешь времени на общение с ними”, - говорит Анна Жоржевна.
Сама она пришла в школу несколько неожиданно для себя. Поначалу карьера учительницы ее не привлекала. Тем более что перед ней был пример свекрови, тоже преподавательницы истории, оставившей в школе свое здоровье. Но вот единственный сын стал первоклассником, и Анна Жоржевна с тревогой наблюдала, как за первые же полгода учебы у умненького мальчика, который в четыре года научился читать, а чуть позже рифмовать, отбили охоту учиться. “Я поглядела на все это и подумала: что толку молча переживать, если можешь учить лучше - иди и делай, не можешь - помалкивай, - вспоминает она. - И вот 20 лет назад (мне уже было за тридцать) я пришла в эту самую школу, в этот самый класс. Пришла с огромным желанием работать. Причем мне тогда всерьез казалось, что я знаю, как именно надо работать с детьми. На самом-то деле я только сейчас начинаю понимать что к чему. И никуда не собираюсь из школы уходить, мне здесь хорошо. Сын как-то сказал: Мама, ты счастливая - у тебя хобби и работа совпадают”.
- Анна Жоржевна, признайтесь, в наше смутное время, когда существуют десятки оценок всякого общественного явления, да и самих учебников, содержащих порой противоположные взгляды, несть числа, преподавать историю, наверное, трудно?
- Безусловно, когда школьные программы равнялись на генеральную линию партии, работать было проще. Как только началась перестройка, появилась проблема - мы стали испытывать острейший недостаток необходимой информации. И это несмотря на то, что новые знания и подчас сенсационные открытия обрушились на россиян лавиной. Историков это коснулось в первую очередь. Что делать? Что говорить ребятам, если один уважаемый соотечественник утверждает одно, другой, не менее уважаемый, - совсем другое. А с чем к детям идти? Со свежим номером какой-либо газеты или с первыми постперестроечными учебниками? Невозможно. Немало времени ушло у учителей на то, чтобы определиться с собственной позицией. Я выхожу из положения так: знакомлю учеников с различными точками зрения, даю и свою оценку, но при этом говорю: вам не возбраняется иметь собственную точку зрения на этот счет. Нередко на уроках возникают споры, в том числе и со мной. Это нормально. А почему они должны со мной соглашаться? Нельзя подвергать сомнению только исторические даты, например, то, что Куликовская битва произошла в 1380 году. На все остальное у ребят может быть свой взгляд. Ни в коем случае не надо им ничего навязывать, иначе мы будем растить раба, от которого пытались уйти, затевая перестройку и прочие преобразования. Работать таким образом интересно, хотя, действительно, трудно. Подчас ребята такие голы забивают - будь здоров. Чтобы достойно оппонировать, закапываешься в библиотеку, лезешь в интернет, ведь в сетях старшеклассники выискивают такую информацию, которая тебе неведома. В таких случаях я поднимаю руки и говорю: стоп, я к этому разговору сейчас не готова. Мне нужно время. Учитель не должен стесняться сказать ребенку: я сегодня этого не знаю. А чего стесняться? Завтра-то я буду это знать, причем на три хода вперед. Так что нам, историкам, не скучно. |