03.10.06Наши “шанхайцы” |
Так началась “российская” часть истории оркестра Олега Лундстрема. Он стал самым “долгоиграющим” биг-бендом в мире, что зафиксировано в книге рекордов Гиннеса. Оркестр Каунта Бейси, например, был создан на год позже.
Все началось в 1932 году в Китае, когда в руки молодого Олега Лундстрема случайно попала пластинка с записью оркестра Дюка Эллингтона “DEAR OLD SOUTHLAND”, тогда он еще не понимал, что это стало решающим моментом в выборе дальнейшего пути. Он стал учиться джазу, слушая пластинки.
Через два года друзья, выросшие вместе молодые музыканты из семей русских музыкантов, решили собрать свой джаз-оркестр и руководителем, путем голосования, был выбран Олег Лундстрем. Оркестр тогда состоял из девяти музыкантов: два альт-саксофона, один тенор-саксофон (Игорь Лундстрем, брат Олега), две трубы (вторая - Алексей Котяков), один тромбон, фортепиано (Олег Лундстрем), банджо и контрабас в одном лице (Александр Гравис) и барабаны. Таков был первый состав оркестра Олега Лундстрема.
Все начиналось с невинных “халтур” в Харбине, то есть подработок на танцевальных вечерах и балах, затем последовали трансляции по местному радио, где оркестр представляли под названием “Зеленый крокодил”.
Но вскоре политическое положение в Китае изменилось, и многие русские семьи были вынуждены покинуть Харбин. Во время кратковременной поездки в Шанхай Олег Лундстрем договаривается о первой работе в отеле “Янцзы”, и весь оркестр переселяется в один из самых крупных городов Китая. Довольно быстро появляется известность в городе. Следующее место работы - популярный болл-рум “Мажестик”, позднее - элитарный болл-рум “Парамаунт”, что тогда было вершиной популярности.
Политическая ситуация в Китае после окончания войны обостряется, возможности творческого роста в Шанхае исчерпаны. Иностранцам становится трудно здесь жить, так как в стране идет борьба за самоопределение, отторжение всего иностранного. Встает вопрос о переезде. Рассматривается несколько вариантов, но музыканты на волне патриотизма решают вернуться в СССР - ведь все участники оркестра - советские граждане.
Добросердечные работники консульства в Шанхае мягко намекают, что джазменов в стране победившего социализма могут ждать неприятности. Но молодые романтики не верят в мрачные прогнозы и едут восстанавливать послевоенную Родину.
В 1947 оркестр в полном составе с семьями приезжает в СССР. Судьба благосклонна к музыкантам, они приезжают в Россию и остаются живы, так как именно в это время прекращается массовый террор по отношению к “возвращенцам”, а вот многие из тех, кто уехал ранее, погибли.
Музыкантам предложено на выбор несколько городов для проживания. Джазмены хотели получить высшее музыкальное образование, и выбор остановился на Казани, так как там была консерватория.
Олег Лундстрем поступает на работу в оркестр оперного театра в качестве скрипача, а осенью 1948 года вместе с большой группой приехавших музыкантов становится студентом консерватории.
Но мир не без добрых людей. В ту пору художественным руководителем Татарской государственной филармонии был композитор Александр Ключарев. Он сразу же оценил возможности прибывшего в Казань оркестра и сделал все, чтобы он не распался, давая в Казани и окрестностях разовые концерты. Лундстрем начал делать обработки татарских и наиболее популярных советских песен как в вокальных, так и в инструментальных вариантах, и из них составлять программы концертов. Казань начала приобщаться к джазу, который пришелся горожанам по душе. Джазменов в городе окрестили “шанхайцами”, водить с ними знакомство для казанских меломанов теперь почетно.
В 1955 году оркестр записывает на радио и на грампластинки целую серию пьес татарских композиторов в обработке для джаза Олега Лундстрема. И, наконец, 1 октября 1956 года приказом министра культуры РСФСР на базе приехавшего из Китая коллектива был создан концертный эстрадный оркестр в системе ВГКО (позже “Росконцерта”) под управлением Олега Лундстрема. Так началась “российская” часть творческой истории “шанхайцев”. А через несколько лет оркестр перебрался в Москву, не утратив, а, напротив, приумножив популярность. В разные годы в коллективе работали Валентина Дворянинова, Майя Кристалинская, Алла Пугачева, Ирина Понаровская, Ирина Отиева, Дмитрий Ромашков, Валерий Ободзинский, Игорь Бутман, Георгий Гаранян. Последний, с согласия Олега Лундстрема, после того, как маэстро в силу возраста уже не смог быть главным дирижером, занял его место. |