27.09.06Оптимизация добралась до школ | Ольга МАЧНЕВА
Придать положительное звучание негативным явлениям - именно с этой целью в чиновничий обиход было введено бодренькое слово "оптимизация". Скажешь вместо ликвидировать оптимизировать, и народ вместо огорчения и разочарования почувствует радость и оптимизм. Но народ быстро смекнул, в чем подвох... Вот и педагоги некоторых казанских школ пребывают сейчас в печали.
- Никаких официальных документов по поводу оптимизации мы не видели, никаких бесед с нами тоже никто не проводил, до нас дошли лишь слухи о том, что нас хотят закрыть. И от этих слухов мы в шоке, - призналась замдиректора 31-й школы Анна Мишагина. - Ведь лишних площадей в нашей школе нет, у нас 435 учащихся при том, что пропускная способность школы - 250 учеников, так что дети учатся в две смены. В прошлом году у нас был шикарный капремонт, а еще у нас самая лучшая хоккейная коробка. Какие же основания для закрытия?
В отличие от администрации 31-й школы, которая питается лишь слухами по поводу своей дальнейшей судьбы, мне представилась возможность ознакомиться с постановлением руководителя Казанского исполкома Марата Загидуллова "О мероприятиях по оптимизации сети образовательных учреждений Казани". Согласно ему школу № 31 в течение этого учебного года должны реорганизовать и передать контингент учащихся в 46-ю и 43-ю школы... Как выяснилось, администрация этих школ тоже не владеет никакой информацией по поводу грядущей оптимизации - все живут слухами и разговорами. Хотя постановление Загидуллова об оптимизации школ подписано еще 29 августа, его до сих пор держат в секрете от педагогов и родителей.
Кроме вышеназванных в казанской образовательной сети в течение этого учебного года должны произойти по постановлению следующие изменения.
В Авиастроительном районе музыкальную школу № 21 присоединят к школе искусств № 25, а школу № 105 присоединят к гимназии № 14. В Вахитовском районе 7-ю музыкальную школу переведут в Центр детского творчества, а татарский лицей № 30 объединят с татарской гимназией № 27, освободив здание на улице Тукая. Лицею № 21 придется освободить здание на улице Нариманова (учащихся переведут в ближайшие образовательные учреждения). В Кировском районе детей из 74-й школы будут возить на автобусе в 8-ю школу, а их школу закроют. В Московском районе спортивную школу № 19 переведут под крышу общеобразовательной 55-й, чтобы освободить здание на Декабристов. В Ново-Савиновском районе школу c углубленным изучением отдельных предметов № 113 решено присоединить к татарской гимназии № 13. В Приволжском районе 157-ю гимназию присоединят к 21-й, освободив помещение на проспекте Победы, а 35-й лицей ликвидируют. В Советском районе ликвидируют 303-й детсад и переведут 5-ю вечернюю школу в обычную 58-ю.
Как объясняется в постановлении, основаниями для оптимизации учреждений образования стали результаты инвентаризации, которые показали, что "в городе содержатся малокомплектные учреждения и учреждения загруженностью ниже норматива. В отдельных случаях неэффективно используются школьные площади. В учреждениях дополнительного образования имеют место низкая посещаемость детей, неотработка часов, слабо поставлена работа по привлечению внебюджетных средств"...
Как утверждают чиновники городского управления образования, если бы не они, список "оптимизируемых" учебных заведений оказался бы длиннее примерно на треть, чем получился в итоге: ведь для экономистов главное - деньги, а не дети.
- Вообще-то я сторонник оптимизации, но разумной, - заявил начальник гуо Казани Ильдар Галиахметов. - К примеру, здание 74-й школы в Старом Аракчино - старое, барачного типа. Нет ничего плохого в том, что мы его закроем, а дети будут ездить на автобусе в 8-ю школу. Такую оптимизацию я приветствую, и родители дали нам на это свое "добро". Или вот другая ситуация - в нашем здании на Декабристов, 172 кроме учреждений системы образования сидят еще семь-восемь организаций, а все расходы несу я - слишком накладно! Поэтому мы решили освободить это здание и от себя, и от арендаторов... Однако в проекте постановления "по оптимизации" были моменты, которые не устраивали ни нас, ни глав районов, в итоге пришли к компромиссному варианту. Все средства, сэкономленные в результате мероприятий по оптимизации, останутся в системе образования, просто будут перераспределены - нам ведь не хватает оборудования, наглядных пособий...
Как выяснилось, несмотря на принятое постановление, городские образовательные чиновники продолжают искать компромиссные варианты оптимизации. Ведь родители той же 31-й школы дошли уже до премьера Минниханова. В итоге дожаловались до того, что их школу вроде бы решили не "раскидывать" по соседним, а просто подселить на первый этаж школы № 31 172-ю для слабовидящих. Хотя изначально предполагалось, что слабовидящие переедут на место кадетов, которые переедут на место закрытой 4-й школы... Вот такой вот круговорот учащихся в природе ожидает Казань в скором времени. По словам начальника гуо, оптимизация пойдет в три этапа: одних оптимизируют уже сейчас, других - с нового финансового года, третьих - к новому учебному.
Поскольку наполняемость школ и классов - наиважнейший критерий для экономистов, татарские школы и гимназии более всех рискуют попасть под "нож" оптимизации, ведь наполняемость тамошних классов явно недотягивает до пресловутых 25 учеников. Осознавая этот факт, городские власти хотят защитить татарские школы от оптимизации (читай - ликвидации). В постановлении есть примеры, когда обычную школу присоединяют к татарской или татарско-русской (видимо, ради создания эффекта наполняемости). Также казанские власти намерены добиться принятия республиканского закона - чтобы татарским школам разрешили неполную комплектацию.
"Вечерняя Казань" №155 от 27.09.06 |