14.09.06В торговых сетях |
Ритейлеры отрицают свое заведомо негативное отношение к местному производителю.
“Сегодня IKEA приходится платить высокие таможенные пошлины на мебель, что делает цены на наши товары выше. Сотрудничество же с местными производителями позволяет избежать высоких ввозных пошлин и обеспечить низкие цены для наших покупателей”, - обозначили в компании свой интерес. “Доля местных производителей неуклонно растет в торговом обороте торгового центра “METRO” в Казани, и на данный момент составляет 20 % от всего числа поставщиков “METRO” в городе”, - сообщили в пресс-службе компании “METRO C&C” и уточнили, что вместе с казанскими дистрибьюторами различных российских компаний эта доля возрастает до 30%. Официальные представители торговых сетей свои претензии к местным производителям высказывают осторожно. Как заявили в IKEA, “были случаи, когда нам приходилось расторгать договоры на поставки. Это случалось из-за того, что поставщики не смогли обеспечивать поставки согласно договору”. “Иногда текущее положение нас не устраивает, это бывает связано с вопросами качества товаров, поставляемых в наши торговые центры”, - говорят в “METRO C&C”. “Рамстор” имеет договоры с большинством татарстанских производителей, в том числе с Казанским мясокомбинатом, “Татспиртпромом”, “Красным Востоком”, Казанским молочным комбинатом, вторым и пятым хлебозаводами. Как отмечают в торговой сети, “фактов расторжения договорных отношений не было”. Специалисты припоминают, что случалось, когда производитель отказывался от собственной доставки и передавал весь свой пакет дистрибьютору, либо по причине низкого спроса приходилось отказываться от некоторых продуктов. “Но все это обычный рабочий процесс”, - уверены в компании. Дешевле только привозное. Гораздо откровеннее о противоречиях, возникающих между поставщиками и торговыми операторами, говорят сами производители. “Мы не можем отдавать мясо по дешевке, как того требуют сетевики, - говорит руководитель ОАО “Птицефабрика “Казанская” Ришат Хисматуллин. - У нас качественная продукция, за которую мы отвечаем”. “Казанская” поставляет мясо и готовую продукцию в сеть фирменных магазинов и торговые сети “Рамстор”, “METRO C&C”, “Пятерочку”, “Бэхетле”. Ситуацию, когда торговые сети предлагают потребителям дешевое куриное мясо “со стороны”, производственник называет “безобразием”. Как рассказывает Ришат Хисматуллин, “безобразие” творилось довольно долго, и проблем с поставками курятины сетевикам у него было предостаточно. Коррективы внес птичий грипп, а с ним и ограничения на ввоз. “Теперь у нас птицы не хватает”, - радуется он, однако признает, что прежняя ситуация может повториться. Еще одной проблемой для производителей является система расчетов, принятая в торговых сетях, когда “поставки оплачиваются на 35-й - 40-й день”. По мнению заместителя гендиректора по торговле ЗАО “Татплодовощпром” Фаниса Сафина, мелкие “частники” сотрудничества с крупными ритейлерами просто не осилят: “У них заложенной на длительный срок продукции нет, ее негде хранить”. Ежедневно “Татплодовощпром” поставляет в магазины 10 тонн овощей, в том числе в “Тандем”, “Южный”, “Патэрсон”. В актив своей компании господин Сафин заносит наличие складов, возможность поставлять на прилавки овощи товарного вида круглогодично. Свои отпускные цены Фанис Сафин считает реальными, в то же время отмечает, что торговые операторы зачастую предпочитают закупать продукцию в других регионах, в Москве, например.
Все определяется на аукционах два раза в неделю, где поставщики выставляют свою цену на товар. Естественно, сетевики выбирают подешевле. Побеждает бренд. “Ритейлеры редко с желанием идут на контакт, большинство из них придерживаются позиции “выполняйте наши требования, потому что все выполняют”, - констатирует директор по маркетингу ОАО “Холод” Айгюль Салахиева. Предприятие выпускает разнообразную рыбную продукцию, в том числе свежезамороженную, производит мороженое; сотрудничает с “Рамстором”, “Патэрсоном”, “Бэхетле”, “Перекрестком” и другими крупными розничными сетями. По ее убеждению, в любом случае торговые операторы отдают предпочтение известной продукции “топовых” производителей, когда определяющим становится “раскрученность бренда, а раскрутиться местным брендам не дают”. В то же время присутствие в торговых сетях, в силу уже сложившихся предпочтений покупателей, - единственный шанс производителя закрепиться на рынке, считает директор по маркетингу. Айгюль Салахиева называет отношение сетевиков к местным производителям “дискриминацией”, даже если, добавляет она, “у нас более дешевый, качественный товар с максимально сокращенной цепочкой поставки”. “Огромным” называют производители 100-долларовый входной бонус, который требуют сетевики “за одну новую представленную позицию” на прилавках своих магазинов. В регион приходят сильные международные сети, в которых входной бонус составляет уже 2,5 тыс. евро. “Это фонд оплаты труда одного из наших цехов мороженого”, - удрученно замечает директор по маркетингу. |