14.09.06В торговых сетях | Нина АГАЕВА
Торговля на продуктовых и вещевых рынках Татарстана в последнее время становится все менее значимой в общем объеме продаж. Вектор покупательской активности сместился в сторону крупных магазинов и торговых сетей, которые ведут собственную маркетинговую политику, не всегда совпадающую с интересами местных производителей и республиканских властей.
“Чужая” корзина. По мнению республиканских властей, нежелание крупных ритейлеров торговать продукцией местных производителей стало в республике настоящей проблемой. Об этом говорят на специально собираемых “круглых столах”, на заседаниях правительства, этот вопрос беспокоит Президента Татарстана Минтимера Шаймиева. “Запланированную работу по продвижению товаров местных товаропроизводителей через крупные торговые сети нельзя назвать удовлетворительной”, - заявил Президент РТ, представляя нынешней весной свое ежегодное послание Госсовету республики. Как следует из отчета о состоянии потребительского рынка, подготовленного в Минторге РТ, за первое полугодие 2006 года населению реализовано продовольственных товаров на сумму 48,1 млрд руб., непродовольственных - на 49,9 млрд руб., что в товарной массе составило соответственно 118,7% и 150,8% к январю-июню 2005 года.
Местные производители “наполняют” потребительскую корзину жителя Татарстана на 71%, сообщают в Минторге РТ. По словам специалистов, это обусловлено интенсивной экспансией в города республики (особенно в Казань) иностранных и федеральных продовольственных ритейлеров, которые “диктуют свои условия в формировании ассортимента продукции”. В то же время специалисты наблюдают положительную динамику. Так, по итогам второго квартала 2006 года, удельный вес товаров республиканских производителей из “потребительской корзины” в ассортименте торговых сетей Татарстана увеличился до 33% (в I квартале - 29%, по итогам 2005 года - 23%). Например, доля мяса птицы местного производства достигла 61%, мясопродуктов - 48%, колбасных изделий - 45%, масла сливочного - 39%, маргарина - 27%, сыра - 26%, соков - 13%. Но однозначной тенденции все же не наблюдается. Так, снизился удельный вес плодоовощных консервов с 3,3% в первом квартале до 1,5% во втором квартале, растительного масла с 13,2% до 11,8%, яиц с 74,6% до 67,8%. Недовольны и местные производители алкогольной продукции: удельный вес водки республиканских производителей в ассортименте российских и зарубежных сетей составил 33,2%, прочей алкогольной продукции - 14,9%.
Одностороннее соглашение. Такое положение не устраивает правительство. Минторгом РТ разработаны и направлены в адрес руководства крупных торговых сетей соглашения о взаимном сотрудничестве, однако, сообщают в министерстве, отклика от ритейлеров нет. “В этом и беда, что торговые операторы не выдвигают никаких компромиссных вариантов, они просто игнорируют наши предложения”, - заявил и. о. начальника отдела маркетинга и логистики продукции и услуг Минторга РТ Айвар Салимов. В соответствии с выдвинутыми в новом соглашении условиями, например, сумма штрафов и прочих поборов, накладываемых ритейлером на производителя, не должна превышать 3% от стоимости поставок, тогда как в реальности, отмечают в министерстве, эта сумма достигает 10-15%. “Если товар производится на этой территории, он должен быть представлен в торговой сети, - убеждены в министерстве. - А сетевикам необходимо лояльнее относиться к местному производителю”. Прежние соглашения с торговыми операторами принимались при их вхождении на рынок Татарстана, когда “было неясно, как они будут действовать”. Полученный опыт заставил Минторг РТ “ужесточить требования”, однако, подчеркивают здесь, о применении административного ресурса речь не идет. Без негатива. “Целенаправленной политики увеличения доли татарстанских производителей у нас нет, - признает менеджер отдела маркетинга ООО “Рамэнка-Казань” (супермаркеты “Рамстор”) Игорь Самрин. - Многое зависит от самих производителей, от их активности в плане продвижения своей продукции и, конечно же, от лояльности наших покупателей к местной продукции”. На сегодняшний день, по информации торгового оператора, в общем обороте “Рамстора” 20% занимает продукция местных производителей. По некоторым группам товаров эта цифра превышает 30%, отмечает ритейлер. |