07.09.06Не только забава |
Только официально в 70 процентах казанских школ нет уроков труда. Чему учат пацанов? Вышиванию, кулинарии да технику безопасности читают. Это в лучшем случае! А чаще они либо снег чистят, либо в футбол играют... Вот эту модель машины у меня раньше третьеклассники делали, а сегодня семиклассник не знает, с какого бока к ней подступиться: немного повозится и все - пена изо рта. Просто раньше приходили ребята с навыками, а нынешние боятся труда. Думаю, лет через десять от труда будут “косить” так же, как сегодня от армии. А лет через пятнадцать вообще поздно уже будет пытаться что-то исправить... Такой магазин, конечно, нужен, но надо думать и шире. Вот сейчас богатенький купит пацаненку эту дорогущую машину, тот ее разобьет через полчаса. Успеет он поумнеть? Нет. А вот если бы он ее своими руками построил - другое дело. И многие взрослые это понимают”. Сам Александр Александрович когда-то, в 1989 году, открыл в Казани кооператив по производству товаров для технического творчества, однако с гайдаровскими реформами все рухнуло. Но он затеи не бросил и сегодня хочет выставить в новом магазине свою продукцию. Например, эксклюзивные модели автомобилей “КАМАЗ”. Имеющееся количество разновидностей моделей не устраивает любителей, а здесь - пожалуйста. В Москве такие вещи из рук рвут. И стоят они там огромных денег... Есть и собственной разработки конструкторы простейших самолетов: десять минут - и аппарат готов... Сейчас технические кружки держатся только за счет энтузиастов.
Исключительно благодаря им что-то делается в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Бугульме. Никто не желает понимать простых вещей. Что невозможно технические виды спорта и творчества перевести на самоокупаемость. И что ребята не остаются моделистами на всю жизнь. Такое ощущение, что сегодня государству не нужны ни пилоты, ни инженеры. А, например, что касается авиации, общеизвестно - многие выдающиеся отечественные авиаконструкторы и летчики начинали именно с авиамоделизма. Действовала эффективная схема: от стендовой модели - к планеру, от планера - к радиоуправляемому самолету, а дальше - “большая” авиация или конструкторское бюро. Так что, хотя “Юный техник” и коммерческое предприятие, надо учитывать, что моделизм - не просто развлечение. Заболев им (а так, как правило, и происходит), каждый мальчишка становится творцом: и конструктором, и технологом, и снабженцем, и пилотом в одном лице. А через это приучается уважать не только свой труд, но и чужой.
"Время и деньги" №164 от 07.09.2006 |