06.09.06Сокровища Татарстана проверит комиссия из Москвы | Айсылу КАДЫРОВА
За последние десять лет в Татарстане произошло семь музейных краж, из них четыре - со взломом: в музее Габдуллы Тукая в Кырлае, в музее истории села Елхово в Альметьевском районе, в музее Сибгата Хакима в Атнинском районе и в Муслюмовском краеведческом музее. В 1996 году из Музея изобразительных искусств РТ была похищена картина Ивана Шишкина "Сосны". Так как эта картина ни разу не вывозилась за рубеж, ее страховая стоимость определена не была. Но "Сосны" в результате своевременных оперативно-розыскных мероприятий были быстро найдены и возвращены в музей. Эти данные были озвучены вчера на брифинге в кабмине.
Во всем мире музейные экспонаты крадут регулярно. Преступный бизнес, связанный с культурными ценностями, занимает по доходности третье место после торговли наркотиками и оружием. Как считает министр культуры РТ Зиля Валеева, музейные кражи, включая нашумевший случай в Эрмитаже, получают детективную трактовку, и этот детективный "хор" заглушает мнение специалистов, что нужно принимать системные, а не спонтанные меры для оснащения хранилищ современным оборудованием. Кстати, начиная с 1991 года в России построено всего лишь два музейных хранилища - в Санкт-Петербурге и Ханты-Мансийске.
Генеральный директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова уверена, что в России должна быть принята специальная национальная программа по созданию фондохранилищ, так как во многих музеях экспонаты хранятся в не приспособленных для этого помещениях. Кстати, в скором времени у Национального музея появится новое фондохранилище, оно разместится в здании на перекрестке улиц Чернышевского и Профсоюзной площадью около 20 тысяч квадратных метров. Новое хранилище будет наполовину открытым для посещения. "Открытости" фондов специалисты не боятся: как показывает практика, чаще всего культурные ценности пропадают при переездах, а из экспозиций - намного реже, при должной охранной системе - практически никогда.
Хранение и учет в наших музеях памятников истории и культуры осуществляется по Инструкции по учету и хранению музейных ценностей 1985 года. Согласно этому документу контроль за наличием и движением музейных предметов осуществляется в виде ежегодной сверки музейных предметов с учетной документацией. Нарушение этой инструкции, а также неточное оформление документации, по словам главного хранителя Государственного музея изобразительных искусств РТ Галины Рамазановой, нередко бывает причиной "случайно обнаруженных пропаж". Правда, таких ЧП в наших музеях обнаружено еще не было.
Сегодня в коллекции Государственного музея изобразительных искусств РТ можно обнаружить только одну "пропажу": это картина Василия Кандинского "Импровизация-34", которая на законных основаниях экспонируется сейчас в Лондоне. Она довольно часто гастролирует по свету, ее страховая оценка, как сказала Галина Рамазанова, это десятки миллионов долларов. Но точные цифры она называть не стала: коммерческая тайна. Кстати, на последнем заседании коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ в качестве способа сохранности музейных коллекций было предложено уменьшить количество обменных и совместных выставок. Но музейщики считают, что это не выход. Такие выставки помогают музеям выживать, а посетителям - знакомиться с историей и шедеврами культуры. Кстати, скоро в центре "Эрмитаж-Казань" пройдет премьера выставки "Лувр. Эрмитаж. Казань. Исламика".
Как было заявлено на брифинге, в скором времени в Татарстан прибудет российская комиссия по проверке фондов центральных и региональных музеев. Состав комиссии пока не определен, но известно, что в нее войдут 20 человек. Комиссия самостоятельно определит музеи, которые будут подвергнуты проверке. Любопытно, что внутренние проверки в Национальном музее РТ и Государственном музее изобразительных искусств, которые прошли сразу после нашумевшей кражи экспонатов в Эрмитаже, уже выявили нарушения инструкции по учету и хранению музейных ценностей и в оформлении документации.
"Вечерняя Казань" №134 от 6.09.06
|