05.09.06"Кукурузник" во спасение |
С сегодняшнего дня под угрозой приостановки могут оказаться все авиаперевозки над Казанью. ОАО «Казанское авиапредприятие» (КАП) прекратило поисково-спасательное обслуживание в зоне ответственности воздушного движения Казани, что влечет автоматический запрет полетов воздушных судов. По словам главы КАП Магомеда Закаржаева, пойти на этот шаг предприятие вынудила «крайне низкая оплата» поисково-спасательных работ (ПСР), выполнявшихся с помощью принадлежащего КАП вертолета Ми-8. Тем временем «Татаэронавигация» готовится подписать договор с ростовской авиакомпанией «Юг-Авиа», согласившейся выполнять эти работы на своем Ан-2 за еще меньшую сумму. По мнению специалистов, смена вертолета на малоприспособленный самолет сделает неэффективным поисково-спасательное обслуживание в казанской зоне, куда помимо Татарстана входят Марий Эл и часть Чувашии.
Как сообщил вчера председатель совета директоров и владелец ОАО КАП (парк состоит из 12 вертолетов) Магомед Закаржаев, с сегодняшнего дня авиапредприятие снимает с круглосуточного дежурства свой вертолет Ми-8, который по договору с ФГУП «Татаэронавигация» выполнял работы, связанные с обеспечением ПСР в зоне ответственности районного центра Казани. Господин Закаржаев пояснил, что предприятие не устраивает оплата услуг ПСР, которая, по расчетам компании, почти втрое ниже реальных затрат по эксплуатации Ми-8 и дежурств 5 экипажей. «Сейчас оплата по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению, которая не менялась последние пять лет, составляет 442 тысячи рублей в месяц. Она не учитывает расходов на капитальный ремонт воздушного судна, замену устаревшего оборудования, нормативную оплату экипажей, а также норму прибыли», — сказал гендиректор КАП Гали Насыров. По расчетам компании, плата за эти услуги должна быть не ниже 900 тыс.- 1,1 млн рублей в месяц. Таким образом, КАП, по словам Гали Насырова, на обслуживании спасательного вертолета терпит ежемесячные убытки в размере 500-550 тыс. рублей. Последний срок договора, по которому предприятие соглашалось работать по старым расценкам, истек 5 сентября.
Демарш КАП означает, что в зоне ответственности казанского центра (в нее помимо Татарстана входят Марий Эл и часть Чувашии) должны быть прекращены все полеты. Воздушный кодекс РФ (статья 88 пункт 4) и действующие «Наставления по производству полетов в гражданской авиации» (пункт 4.14.1) прямо запрещают «полеты воздушных судов, не обеспеченных в поисковом и аварийно-спасательном отношении», неотъемлемой частью чего является круглосуточное дежурство экипажей воздушных судов.
В ФГУП «Татаэронавигация» никакой трагедии в срыве ПСР не видят. «Мы ожидаем прибытия в Казань самолета Ан-2, который будет осуществлять дежурство вместо Ми-8», — сказал руководитель ФГУП «Татаэронавигация» Юрий Кузьмин. Он отметил, что прибытия спасательного самолета ждали вчера, но он «застрял где-то под Воронежем из-за погодных условий».
Поручение заключить договор с ростовской авиакомпанией «Юг-Авиа» (которая и должна предоставить Ан-2) «Татаэронавигация» получила в конце августа от вышестоящей организации — Росаэронавигации — в ответ на очередное обращение КАП увеличить оплату услуг ПСР (она осуществляется централизованно через ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»). Согласно письму из вышестоящего ведомства, ЗАО «Юг-Авиа» согласилось выполнять эти работы за 310 тыс. рублей в месяц. Самолет ростовской авиакомпании в Казани ждали к 1 сентября — началу действия договора.
Между тем, против замены вертолета выступило Татарстанское управление Госавианадзора (ТУГ) Минтранса РФ. «Толку от Ан-2 будет мало. Он не сможет обеспечить качественное обеспечение поисковых и аварийно-спасательных работ, поскольку не приспособлен для работы ночью, не сможет в любом месте сесть, доставить необходимое количество спасателей и оборудования. Кроме этого, как мне известно, Ан-2 будет базироваться в Ульяновске, что противоречит нормативным требованиям по охвату зоны обслуживания», — сказал руководитель ТУГ Шавкат Умаров. Свои возражения по поводу замены воздушного судна господин Умаров отправил руководству Росаэронавигации, которое, по его словам, должно рассмотреть его письмо сегодня на специальном совещании.
По мнению экспертов, запрещать полеты в сложившейся ситуации Росаэронавигация вряд ли будет — формально зона казанского обслуживания, в случае прибытия Ан-2 сегодня, будет обеспечена ПСР. Тем не менее ТУГ, по словам Шавката Умарова, будет настаивать на сохранении в Казани именно Ми-8. В связи с этим там не исключили, что КАП все же согласится доработать этот год на прежних условиях, поскольку их пересмотр возможен только при верстке бюджета ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на будущий год.
"Коммерсант. Волга-Урал" №164 от 05.09.2006 |