01.09.06Республика учится “на троечку” |
Гуманитарию, скажем, важны, в основном, арифметика и философский смысл математических формул, а инженеру нужно уметь делать сложные вычисления, дружить с геометрией. И так с любым предметом... В этом смысле - да здравствует “профиль”! И все же не думаю, что он в корне изменит положение дел. Мы судим по нынешним результатам, но ведь сейчас таких школ и классов немного, и в них собраны лучшие учителя и самые “продвинутые” школьники. Права Наталья К., напоминая, что детей в престижные гимназии и лицеи просеивают, как сквозь сито.
А вот что выйдет, когда в профильных классах будут преподавать самые обычные учителя, замученные всевозможными перегрузками - и учебными, и общественными? Ведь у нас даже выборы в Госдуму без мощной учительской поддержки не обходятся! А за партами будут сидеть не умницы из “хороших семей”, интерес которых к наукам всячески стимулируют родители, а обычные ребята, в основном, те самые “троечники”, о которых мы говорили в начале статьи? Безусловно, специализация облегчит жизнь детям, которым не придется убивать понапрасну время на серьезное изучение предметов, которые им от природы не даются. Но и только...
Высоко поднять планку при этом скорее всего не удастся, если не поменять отношение к школе в принципе. Знающий ученик бывает у продвинутого учителя. А для этого учитель должен иметь возможность постоянно расширять свой кругозор: покупать книги, которые при его жаловании сейчас недоступны, посещать театры, концерты, совершать вояжи - и заграничные, и внутри страны. Для рядового учителя сейчас это звучит сказкой. Но ведь реализуется национальный проект “Образование”, возразит мне оппонент. А каким образом этот проект может повлиять на состояние образования? Вот в Татарстане, к примеру, определили 87 лучших школ, которые и получили 1 млн на развитие. Но ведь в республике 2400 школ, и они-то остались на голодном пайке. 289 лучших учителей получили грант Президента РФ в 100 тысяч рублей. Это примерно один учитель на 10 школ. Поможет ли это поднять качество образования в республике? Вряд ли.
Да и этому учителю так ли уж сильно “помогли материально”? Фактически один год за всю свою учительскую карьеру он получит доплату в 8 тысяч рублей ежемесячно. Итоговая сумма едва ли впечатлит служащего солидной фирмы, который и безо всяких доплат получает не меньше, причем постоянно. А что будет, когда пройдет этот счастливый год? Все вернется на круги своя.
Организаторы образования и в России, и в Татарстане придерживаются мнения, что надо первым делом поддержать сильные школы, а там, глядишь, и до остальных черед дойдет. Но ведь в этих “остальных” (а их большинство) дети учатся сейчас. Они не могут ждать, когда государство о них вспомнит. Да и почему, собственно, должны ждать, они - что, второго сорта?
Элитное образование не решит никаких проблем, стоящих перед экономикой страны, если не будет опираться на сильное массовое образование. Вспомним, когда мы от души гордились нашей школой? В пятидесятые-шестидесятые годы, когда качественных знаний требовали от любой школы, в какой бы глубинке она ни была расположена. Может, поэтому и поступали в вузы без репетиторов, в том числе и ребята с самых далеких окраин. Согласимся же с тем, что профильное обучение - это хорошо, но только в сочетании с мощной материальной поддержкой самых обычных школ. Ну, а новациям - таким, как ЕГЭ, надо сказать спасибо, что они заставили задуматься над тем, с какими же знаниями выходят в мир наши выпускники. И все же правы учителя, ЕГЭ - тоже повод для раздумий. Советская школа лепилась с классической русской гимназии, а она была результативнее частных школ Британии и США, послуживших основой нынешней системы образования “там”. Может быть, и в преподавании, и в оценке знаний разумнее придерживаться отечественных традиций. Вспомним: если американцы чему и завидовали в России, так это ее средней школе. Не утратить бы остатки этого богатства...
"Время и деньги" №160-161 от 1.09.06 |