01.09.06Республика учится “на троечку” | София САЙГАНОВА
Результаты ЕГЭ в этом году - неутешительные. Судя по ним, среднее образование в республике дают всего лишь “на троечку”, что не делает чести Татарстану, славному своими вузами и научными школами.
В этом году 70 процентов учащихся сдавали ЕГЭ, причем понятно, что это были не самые слабые ребята, а, напротив, те, которые претендовали на место на вузовской скамье. И все же средний балл по каждому из предметов не дотягивал до 50, в переводе на язык оценок - это 3,4 по математике, 3,3 - по русскому языку, физике, биологии, 3,2 - по химии в русскоязычных школах. 3,2 - по математике, химии, физике, 3,4 - по биологии - в татарских школах.
Разительный контраст со средними баллами по республике составили профильные школы с углубленным изучением ряда предметов. Так, если по физико-математическим дисциплинам в среднем учащиеся республики набрали 36,9 балла, то умники и умницы из казанской школы №131 - 95,6 балла, из школы №145 - 81,3 балла. При среднем показателе по естественно-научным дисциплинам 29,6 процента выпускников школы №131 набрали 96,1 балла, школы Арского лесхоза - 68,2 балла. То же и в гуманитарной сфере. По филологическим дисциплинам средний балл - 37,3, но ребята из гимназии №7 вышли на 81,2 балла, из набережночелнинской школы №78 - на 86,3 балла. Словом, “профильники” честно заработали оценку “отлично”.
Только много ли у нас ребят обучаются в профильных школах? Около 25 тысяч на всю республику. Основная же масса получает, как выясняется, посредственное образование (до семнадцатого года вместо тройки ставили “посредственно”, сейчас оценивают мягче - “удовлетворительно”). И это при том, что в республике 87 школ-”миллионеров”, поощренных за свои инновационные разработки, 289 учителей, получивших грант Президента России за свои достижения. Совсем недавно шестеро преподавателей физики и математики из Казани и Зеленодольска стали лауреатами Всероссийского конкурса учителей-предметников. Наши школьники ежегодно занимают призовые места на всероссийских и международных олимпиадах. Как же сочетается интеллектуальный прорыв десятков с апатией тысяч? Почему это происходит? Мнение педагогов - А что, собственно, происходит? Наши результаты соответствуют всероссийским. Троечников большинство. Ударников - меньше. Отличников - единицы. А когда было иначе? Все наши российские проблемы в том, что во всех сферах экономики и общественной жизни преобладают троечники. Кстати, и в школе тоже. Сейчас в нашу профессию идут те, кому не удалось устроиться лучше. А удается, как вы догадываетесь, самым продвинутым и инициативным. Вот и выходит, что детей зачастую учит троечник. Кого он может выучить? Тоже троечника, - считает Валентина П., учитель с солидным стажем. - Я бы не стала делать далеко идущие выводы на основании результатов ЕГЭ, - говорит Наталья К.- преподаватель одной из казанских школ. - Надо принять во внимание, что подобная оценка знаний не соответствует духу российской школы. Это калька с американской системы оценок.
Система образования в США и Великобритании во многом основана на запоминании фактов, знание которых легко определяется с помощью тестов. В СССР, а затем в России, руководствовались иным принципом. Мы всегда говорили детям: не загружайте голову частностями, которые легко обнаружить в любом справочнике. Учитесь мыслить, искать верное решение, логические ходы. Понятно, что даже толковые ребята нередко бывают сбиты с толку вопросами тестов, кстати, в области гуманитарных дисциплин порой просто нелепыми. Для того, чтобы выпускники легко справлялись с заданиями, их нужно элементарно тренировать, заниматься по сборникам вопросов. Только нужно ли это? Творческий подход так не воспитаешь. К слову, и тут есть проблемы - блоков с вопросами несколько, можно готовиться по одному, а отвечать в итоге придется на другой. Конечно, ситуация в профильных школах, где углубленно изучают несколько предметов, лучше. Но там ведь и дети не “микрорайонные”, отбор ведется уже в первый класс, набирают самых развитых, с сильной мотивацией к обучению, а в школу №131 и вовсе принимают тех, кто уже успел показать, на что способен. Мнение Минобраза - В целом результатами ЕГЭ мы удовлетворены, хотя для нашей республики это дело новое. а потому неизбежны какие-то упущения, - рассказывает начальник отдела организации ЕГЭ Ильдар Хуснутдинов. - Регионы, которые справились с заданиями ЕГЭ лучше, ввели его уже несколько лет назад. Результаты же, которые показали выпускники “профильных” школ, вообще радуют. Потому-то наше образование и нацелено сейчас на специализацию. Что думают родители - Вот уж не надо видеть в специализации панацею! В “пятерках” наших детей, несмотря на весь “профиль”, немалая заслуга родителей. У меня сын закончил престижную гимназию и занимался при этом с пятью репетиторами. Не хило? Знаете, сколько мы денег всадили в его баллы? Утешает только то, что вкладывали не во взятки, а в знания, и мальчик поступил на престижный факультет без проблем, - говорит Наиль К., отец первокурсника. - Только не думайте, что у нас парень бестолковый. В гимназии всегда считался хорошим учеником. Большинство родителей в нашем классе нанимало репетиторов. - Наша школа давно уже превратила учебу в семейный труд. Кого ни спросишь из знакомых, все в начальных классах вместе с чадами уроки делают, а в старших - передают их с рук на руки репетиторам, - делится Света С. - Так не у всех же родителей есть такие возможности... - Вот и учатся их дети через пень-колоду. В профильных школах и классах, конечно, знания у ребят лучше, но туда еще попасть надо, да и там не обходятся без репетиторов. Наоборот, еще приходится заниматься дополнительно, чтобы не нахватать троек и не вылететь с треском. Обратим ли закон диалектики? Проблема с “попасть” в ближайшее время, похоже, потеряет актуальность. О преимуществах профильного обучения и намерении перейти на него всей республикой говорил министр образования и науки Раис Шайхелисламов на августовском педсовете в Тетюшах. И что же, можно надеяться, что практически все выпускники начнут сдавать ЕГЭ на “пятерку”? Вряд ли. Идея профильного обучения, выбора предметов по интересам, по крайней мере в старших классах, весьма симпатична. Каждый из нас не раз слышал от друзей и знакомых: дескать, столько времени убил в свое время на решение задач по стереометрии или по химии, или на изучение тычинки и пестика, или еще на что-то подобное - и хоть бы раз в жизни мне это пригодилось! Никто в здравом уме не станет спорить с тем, что ту же математику гуманитарию и технарю (к старшим классам уже понятно, к чему человек тянется) надо преподавать по-разному. |