01.09.06Племя молодое, но знакомое | Татьяна МАМАЕВА
Как правило, под День республики выставлялся практически весь Союз художников, это бывала выставка того, что написано за последний год. Естественно, из-за ограниченности места допускался принцип “всем сестрам по серьгам”, то есть судить о творчестве кого-либо из художников было сложно.
Теперь весь второй этаж отдан молодым художникам, и желающие смогли выставить не по одной-две картины, а даже при необходимости целые циклы, что способствует знакомству зрителей с новыми имена в изобразительном искусстве. Сказать, что тематически более молодое поколение художников отличается от своих старших товарищей чем-то кардинальным, к сожалению или к счастью, это уж по вашему выбору, нельзя. Мне показалось, что молодежь ведет себя более конкретно, предпочитая пейзажу и натюрморту портреты и жанровые полотна. Это неудивительно, времена на дворе другие, не настраивающие на созерцательность. Другое, что сразу же обращает на себя внимание, это практически полное отсутствие “чернухи” и преобладание позитива. Похоже, что наше изобразительное искусство выздоравливает после трудного периода любования беспросветными ситуациями и сознательного “загона” себя и зрителя в оные. И все-таки молодые острее чувствуют. Это видно по тем сюжетам, по их разработке, что мелькают на выставке. “Город” О. Сушковой давит на человека, дома словно распадаются на тысячи разновеликих острых осколков, но человек не сдается, он делает все, чтобы не дать подавить себя. Кстати, О. Сушкова - одна из интереснейших художниц, представленных на молодежной выставке. Помимо “Города”, стоит обратить внимание на ее работу, которая называется “Пьеро” - попытка создание портрета современника, находящегося в образе печального героя комедии дель арте. Любопытно, как подходит к теме города другой художник - М.Орлицкий. Его полотно называется “Стена”. Девушка замерла перед стеной в легком недоумении, но на стене расцвел цветок - и сразу же становится нестрашно, и сразу же понятие тупика исчезает. Перед нами преграда, такую можно преодолеть. Молодых художников волнует и историческая тема. Среди исторических полотен обращает на себя внимание работа Р.Байрамова “Арест муллы” - несломленный священнослужитель идет вслед за чекистами.
Знание истории подсказывает нам, что ничего оптимистичного у него впереди, скорее всего, нет. В лучшем случае лагерь или ссылка, но с каким достоинством идет мулла в эту неизвестность! Другая картина, где героем также стал священнослужитель, называется “Рассвет”, ее автор С.Царев. На берегу тихого озера, когда предрассветные лучи солнца только-только коснулись водной глади, стоят мальчик-послушник и монах. Божий мир встречает новый день, и сердца героев картины распахнуты ему навстречу. Новое поколение художников так же радостно входит в мир. К счастью, у него нет опыта идеологизированных выставкомов, “датских” выставок к очередному съезду и множества необъяснимых запретов. Есть свобода, просто ее нужно умно употребить.
"Время и деньги" №160-161от 1.09.06 |