Лилия ЛИТВИНОВА
Сегодня в Казани начальник отдела по надзору и контролю за развитием конкуренции на финансовых рынках и законодательства о рекламе Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ Иван Щербаков разъяснил журналистам и юристам, представляющим СМИ, спорные позиции нового федерального закона о рекламе.
Напомним, что новый закон вступил в силу 1 июля 2006 года. Предварительно начальник Управления ФАС Александр Груничев провел подобную сегодняшней встречу, на которой предложил СМИ выработать политику взаимоотношения с антимонопольной службой.
Как заявил сегодня Иван Щербаков, нарушения законодательства о рекламе происходят в республике повсеместно. Особые нарекания поступили в адрес печатных СМИ. Они касаются того, что газеты не всегда предваряют соответствующие статьи пометкой «на правах рекламы».
Данный вопрос сегодня вызвал полемику среди юристов. В основном их замечания касались того, что согласно статье 16 нового закона предупреждение о рекламе должно находится в тексте, а рекламный модуль не обязательно его содержит - он может состоять просто из логотипа и слогана. На это Иван Щербаков резонно возразил, что слоган также является текстом.
По его словам, нарушения печатными СМИ рекламного законодательства касаются не только вопроса о пометках. На сегодняшний день наблюдается превышение допустимого количества рекламы (40%) по отношению к удельному объему издания.
Впрочем, замечания удостоились не только газеты, но и телевидение. Так, по словам представителя ФАС, канал «ГТРК» тоже пренебрегает сообщениями о рекламном характере информации. При этом он согласился с тем, что между чистой рекламой и новостным роликом, содержащим информацию о том или ином виде товара или услуги, лежит весьма тонкая грань. Однако существуют признаки информации рекламного свойства.
«Одно дело, когда сюжет заключается в обзоре того или иного рынка, где представлены товары или услуги разных производителей, - заметил Иван Щербаков. - При этом рассказывается об их достоинствах и недостатках. Другое дело, если сюжет носит хвалебный характер с зацикливанием на положительных сторонах бренда».
Как сообщил представитель ФАС, ведомство до настоящего времени ограничивалось предупреждениями в адрес субъектов, нарушающих нормы закона о рекламе. В основном нарушители добровольно соглашались с требованиями антимонопольной службы. Он привел в пример канал «Эфир», на котором ведущие прогноза погоды подавали последовательно общую информацию и рекламу без какого бы то ни было перехода.
Иван Щербаков разобрал с присутствующими множество спорных инцидентов, так или иначе подпадающих под рекламное законодательство. Во многих случаях они не имеют четкого обоснования в законе. Представитель ФАС заявил, что ведомство будет руководствоваться принципами закона, но в каждом конкретном случае выносить суждения исходя из ситуации.
«Мы не рекомендующий, а контролирующий орган, и поэтому советов до публикации давать не будем», - заявил Иван Щербаков на вопрос журналистов о том, как можно заранее узнать, не нарушает ли тот или иной информационный продукт существующее законодательство.
Консультационные услуги будет оказывать независимый экспертный совет по рекламе, который начнет функционировать в Казани уже с сентября. В него войдут специалисты, способные оценивать качество и законность рекламной продукции, размещаемой в печатных изданиях и на телеканалах республики.
Intertat.ru |