15.08.06Не провалиться в пропасть противостояния | Евгений СЕРГЕЕВ
Ливано-израильский конфликт сейчас у всех на слуху. У многих создается впечатление, что этой очередной войной кто-то пытается еще более разделить христианский и мусульманский мир. Свое отношение к наболевшей проблеме высказал, приехав в Казань, известный русский писатель Андрей Битов. Встречу мастера слова с поклонниками его творчества, состоявшуюся на прошлой неделе в магазине "Книжный двор", что на Спартаковской, казанцы оценили как откровение. Оказалось, что у "нестандартного" мыслителя есть и свое особое отношение к данной проблеме.
По словам Андрея Битова, после терактов, случившихся пять лет назад в США, 11 сентября, некоторые горячие головы из Вашингтона пытаются вбить клин в отношения между христианским и мусульманским миром, не понимая, что в эту пропасть противостояния может провалиться все человечество.
- Во Франции еще до бомбежек Афганистана со мной произошел чудный случай, - рассказывает писатель. - Там был довольно скучный конгресс, а потом коллективное выступление, где я познакомился с французским саксофонистом - в последнее время много работаю с джазом. С ним, при всей нелюбви французов к английскому языку, можно было поговорить о джазе. Я ему предложил: ты слушай только музыку и играй, а я буду читать стихи, которые для французов тоже не будут иметь смысла, потому что они звучат по-русски. И под звуки джаза прочел перед слушателями три суры Корана. Первая - о том, что человек забыл свое предназначение, вторая - что ангелы предупреждают, но не карают, третья - что произойдет, если к ангелам не прислушаться, - апокалипсис. Когда мы закончили, в зале наступила тишина... Мы держим паузу, пауза такая, что лопатки зачесались. Публика ничего не понимает... И когда я понял, что больше держать паузу нельзя, сказал русское слово "конец". И тут всех буквально прорвало: аплодисменты, восторженные крики, поздравления. Люди поняли смысл сказанного. После этого я пришел в гостиницу, включил телевизор, а там - начало бомбежек Афганистана...
Мысль о понимании между людьми красной нитью проходила через весь разговор с писателем, особенно когда автор "Пушкинского дома" прочел казанским слушателям свои стихи, написанные на тему христианства и ислама. Но, как заявил Андрей Битов позже, он далек от мысли, что мир во всем мире достижим.
- Порой нашим простодушием пользуются очень плохие люди. Надо иметь силы ни с кем не воевать, но внутренне держаться твердо. Христианство явилось для меня ключом к пониманию того, что других, отличных от меня людей - нет. Это было для меня главное открытие. Когда ты сможешь понять, что другому так же больно, что другой так же чувствует и понимает, ты и становишься цивилизованным человеком. Но это очень трудно понять... Эта мысль - на уровне Христа и Эйнштейна, на уровне Ньютона, который интеллектуально вывел формулу: "Бог - един". "Другие - такие же, как мы" - это настоящее открытие духа и ума.
Идея экуменизма - сотрудничества церквей различных исповеданий, целью которого является сближение и в конечном счете слияние всех религий в одну, волнует писателя давно.
- Мои родители были крещеные, но не очень верующие люди. Они не были партийными, но и в храм не ходили, и Нового завета в доме не было, а Коран был. Это была первая духовная книга, которую я прочитал с большим интересом. Он до сих пор у меня хранится - очень редкое издание 1864 года (тогда его перевели на русский с французского, а не с арабского). Я абсолютно верующий человек и думаю, что Бог един. Хотя у нас очень дурно и воинственно относятся к экуменизму. Хуже нет, чем воинствующая церковь. А вот разговоры про разные расы - это чепуха. Каждый верующий должен быть "материалистом", чтобы не придумывать мистики, которая противоречит вере. Надо знать, что все люди могут производить потомство друг от друга, - и это свидетельство единства человеческой расы. А то, что мы говорим на разных языках, имеем разные культуры, - это такой подарок, как и наличие по-разному красивых цветов.
Идея экуменизма в современном обществе становится все более актуальной. Она находит все больше сторонников. Даже психологи подтверждают, насколько комфортнее живется людям в тех странах, где развита толерантность и уважение к другим национальностям и вероисповеданиям. Их жителям уже не кажется странной мысль, что христианка может выйти замуж за мусульманина, а ребенок будет буддист. И ни у кого там не возникает желания доказывать друг другу, что их религия важней и значимей. Некоторые же социологи сегодня проводят прямую зависимость между количеством смешанных браков в обществе и социальным благополучием страны.
Андрей Битов, как выяснилось на встрече с казанцами, полностью разделяет это мнение.
"Республика Татарстан" №162 от 15.08.2006 |