03.08.06Кто заступится за столицу? |
Береговая линия города, одна из самых длинных в России, не благоустроена и не имеет доступа для отдыха горожан и туристов. Да и о самих туристах, похоже, забыли: где пляжи, развитая сеть обслуживания и торговля сувенирами, недорогие кафе с национальной татарской кухней? Если вам доводилось путешествовать по азиатским городам, вы наверняка обращали внимание, что самые лучшие заведения существуют в ключе местных традиций и национальной кухни. Бизнес, который помогает процветать многим историческим городам, в Казани находится в зачаточном состоянии.
Может быть, показывать туристам тоже скоро станет нечего: приезжим мало интересны новостройки... И что из достопримечательностей осталось, кроме Кремля, улицы Баумана, нескольких церквей и мечетей?
Где теперь знаменитые мечети Казани? Они вымирают вместе с безвозвратно утерянной Старотатарской слободой! В них некому ходить и некому “подать” на элементарный ремонт! Население, оторванное от вековых корней, перемещено из уютной вязи древних улиц в благоустроенные, но безликие кварталы. Специалисты предупреждают, что молодежь, растущая без “корней”, в недалеком будущем покажет законопослушным гражданам, что она еще и “без башни”! Реально к ним могут примкнуть злые “затопленцы” расширяющегося в скором времени Нижнекамского водохранилища.
Архитектура недорогих квартальных комплексов порождает “комплексы” и в людях, не объединяя, а разобщая их, отнимая индивидуальность среды обитания. Впрочем, Казань и Челны уже проходили нечто подобное. Переживем и на этот раз...
Расширение границ Казани тоже не видится рациональным, пока город не научится использовать полноценно существующие территории, потому что за растянутые на километры коммуникации будете платить вы, уважаемые налогоплательщики.
Недавно побывавший в Казани зодчий Хосе Асебильо продемонстрировал совершенно иной подход к градостроительству на примере Барселоны, главным архитектором которой он является. Испанцы решали в первую очередь транспортные и коммуникационные проблемы центра, затем доступ горожан и гостей к застроенному промзоной берегу моря, намывая пляжи и отселяя из центра не людей, а предприятия! Но главное - продвигали решение социальных и экономических задач - сферу главного конфликта интересов. В результате преимущественно промышленная экономика города трансформировалась в новую, не менее прибыльную, экономику сферы услуг. Город из “богом забытого” превратился в один из привлекательнейших в Европе центров притяжения туризма. Доход от последнего составляет теперь до 75% городского бюджета! Единственное, что не понравилось, - это то, как лихо они расправились с историческим центром Барселоны, оставив нетронутыми только здания, находящиеся под защитой ЮНЕСКО. В основном, это творчество известного архитектора Гауди. Но, видимо, такой подход оправдал себя как дань эпохе досуга и развлечений. Возможно, нам не хватает капиталистических мозгов грамотного иностранца для того, чтобы перестать мыслить в градостроительстве категориями советскими?
Вслед за временем, когда стало возможным говорить все, пришло время, когда рухнули авторитеты советских ГОСТов, многовековых архитектурных канонов и всего багажа прежних знаний. Теперь можно строить все! Как творец я рад этому. Но как человеку, неравнодушному к Казани, как-то тоскливо становится бродить по городу-макету, в котором, как во время процесса обучения, уже не срежешь пару-тройку лишних этажей или псевдобашен и не переклеишь заново неудачный студенческий фасад...
Я с большим почтением отношусь к архитекторам Казани. Но, возвращаясь к теме Кремля и исторического центра, убежден, и не я один, что только отлаженный механизм получения лучших проектных решений на конкурсной основе позволит действительно талантливым архитекторам проявить себя в строениях, формирующих новую ауру старого города. Казань этого заслуживает.
"Время и деньги" №140 от 3.08.2006 |