01.08.06Почему школы выпускают троечников | Ольга МАЧНЕВА
Три балла с маленьким "хвостиком" - такой оказалась средняя оценка татарстанских выпускников, сдавших в этом году ЕГЭ по разным предметам. В такой ситуации вузам можно посочувствовать - им приходится зачислять в студенты лучших из худших... А у образовательных чиновников появилась пища для размышлений: почему же школы, которые сейчас сплошь "инновационные", выпускают в большую жизнь троечников-недоучек?..
Своими соображениями по этому поводу поделился профессор КГЭУ Олег Сироткин.
- То, что абитуриенты, а впоследствии и первокурсники сегодня не знают толком ни русского, ни литературы, ни физики, ни химии - общая беда для всех вузов. Преподаватели мучаются с новоиспеченными студентами, которых приходится сначала учить азам наук и устраивать для них специальные занятия, чтобы восполнить пробелы школьного образования. Особенно страшный провал у нынешних школьников в области естественно-научных дисциплин. И это лишний раз доказали татарстанские выпускники: самые худшие результаты ЕГЭ у них - по химии и физике. Оно и понятно: в нынешней системе школьного образования присутствует явный крен в сторону гуманитарных наук, как наиболее "востребованных".
Если в 60-е годы в нашей стране был культ естественных наук - "физики в почете, а лирики в загоне", сейчас, наоборот, в почете гуманитарии - юристы и экономисты. Шагая в ногу со временем, в школах ввели новые предметы - экономику, правоведение, культурологию, но при этом естественно-научный цикл неуклонно сокращается.
Как человеку, отдавшему 40 лет изучению химии и материаловедения, такая ситуация кажется мне несправедливой и пагубной. Ведь именно естественные науки формируют у детей правильное мировоззрение, элементарное понимание того, что и как в этом мире устроено... И если эти науки изучаются плохо, стоит ли удивляться, что сейчас у нас в стране такой разгул мракобесия - люди верят в колдунов, в шаманов, во что угодно, только не в науку. Просто средневековье какое-то!
Поскольку химия - это "моя" наука, больше всего я переживаю за то, как изучают эту дисциплину. Когда студент-первокурсник не может дать определение молекуле, мне, преподавателю, становится страшно. А ведь химия - самая практически важная из всех естественных наук дисциплина. Мир Земли - это прежде всего мир Химии! Воздух, вода, земля - все это химические соединения, именно посредством химических реакций получаются 90 процентов энергии и материалов - металлы, полимеры, керамика... Разве после этого химия не заслуживает уважения к себе?
На мой взгляд, одна из главных проблем в изучении химии состоит в том, что сегодняшние учебники по химии, кроме того что они совершенно бессистемны, как и учебники по другим предметам, еще и базируются на устаревших научных парадигмах. Ведь еще наш великий земляк Александр Бутлеров доказал, что молекула - это не механическая смесь атомов, а совершенно новое качественное образование, в котором не существует атомов в "чистом" виде. Соответственно, атомам бесполезно приписывать химические свойства, как это продолжают утверждать в большинстве учебников. По причине отсутствия единой теории строения веществ в России сейчас имеет место большая раздробленность химических научных школ, их насчитывается около 2000, а самих "химий" - около 50. При этом научной школы, которая развивала бы химию как единую науку, по сути нет. Интегрируясь с другими науками, химия теряет свою индивидуальность. Как справедливо заметил немецкий химик Герман Герц, "химию съела физика...". В результате авторы учебников не могут дать четкого определения химического вещества и самой химии, что же тогда спрашивать со школьных учителей химии и с учеников, которые даже не понимают, что они собственно изучают?
Поскольку Казань всегда славилась своей химической научной школой, считаю, что именно наши ученые и преподаватели вузов - КГУ, КГТУ (КХТИ), КГЭУ могут и должны стать инициаторами создания новых, фундаментальных учебников по химии для школьников. Химию нужно спасать!
"Вечерняя Казань" №122 от 1.08.06 |