26.07.06Казанцам предложили уплотниться | Екатерина ВОРОБЬЕВА
Вчера в Казани участники семинара «Архитектурный десант» представили несколько проектов по развитию столицы Татарстана. Разработанная ими стратегия городского развития сосредоточилась на центральной части города — ее было предложено уплотнять и насыщать объектами развлечений и культурного досуга. Модератор семинара, главный архитектор Барселоны Хосе Асебилло объяснил это тем, что «только с развитием сферы услуг можно связывать процветание экономики города». Городским властям было приятно услышать, что у Казани есть для этого все возможности.
Новые градостроительные решения явились итогом работы интернациональной группы архитекторов, прибывших в Казань неделю назад. Казанские власти предложили в разработку 4 ключевых темы городского развития: акваторию реки Казанки, исторический центр, территорию старого казанского аэропорта и транспортную систему столицы. Четыре итоговых проекта были сведены в общую стратегию городского развития New urban intensity.
Так, в проекте городского центра была учтена его историческая составляющая — Казанский кремль. Архитекторы предложили сделать его более доступным для горожан и туристов за счет открытия дополнительных входов и организации вокруг кремля большего пешеходного пространства с массой культурно-развлекательных объектов. Новый центр притяжения горожан — озеро Кабан, берега которого предложено соединить системой «живых» мостов с развлекательными заведениями. В комплексе с протокой Булак озеро Кабан, по мнению проектировщиков, могло бы стать «центром ночной активности Казани». В акватории Казанки архитекторы выделили спортивный, культурный, природный и деловой (Казань-сити) кластеры, соединяющие правый и левый берега. Старый порт Волги предлагается преобразовать в досугово-развлекательный центр с речной спецификой, старый аэропорт — в жилой район на 124 тыс. семей.
Как заявил на презентации проектов Хосе Асебилло, главным в работе «Архдесанта» было «усиление непохожести» Казани и активизация городской жизни. Под непохожестью имелось в виду развитие исторического центра, нынешнее состояние которого господин Асебилло назвал «деградацией». Низкую интенсивность жизни он связал с малой плотностью населения и размыванием городских границ. Этот тезис был подкреплен цифрами: Казань занимает площадь в 325 кв. км, при этом плотность населения составляет 4,7 тыс. человек на кв. км. Площадь Барселоны втрое меньше казанской (100 кв.км), и плотность населения вчетверо выше (18,5 тыс. человек/кв.км). При том, что количество жителей в обоих городах разнится незначительно (1,5 млн в Барселоне и 1,1 млн в Казани), в Барселоне существует 1 млн рабочих мест, в Казани — всего 500 тысяч. «Ошибка Казани в том, что ее экономика по старинке базируется на развитии промышленности, в то время, как надо развивать сферу услуг», — заметил Хосе Асебилло, добавив: «При такой низкой плотности, какая существует в Казани, городская экономика не может быть прибыльной».
Местные архитекторы пытались возразить мировой знаменитости — некоторым из них не понравилось «радикальное вторжение» проектировщиков в историческую часть Казани. Господин Асебилло на это заметил, что историческая часть города уничтожается без его участия, а задача новой концепции как раз и заключается в том, чтобы «сохранить старое, построив рядом новое». Зато полное понимание происходящего высказали представители городских властей. Мэр Казани Ильсур Метшин заявил, что времена, «когда вся градостроительная политика базировалась на мнении главы обкома партии», прошли, и сейчас лично он готов «абсолютно довериться творцам». Глава казанского исполкома Марат Загидуллов признал, что «мнение такого гранда, как Асебилло, заставило серьезно задуматься» над проектом генерального плана Казани. По мнению сити-менеджера, предложения по развитию, например, старого аэропорта и казанских набережных достойны включения в генплан. Что касается других идей «Архдесанта», то они, вероятно, будут серьезно рассмотрены в начале осени, когда начнутся общественные обсуждения проекта генплана.
"Коммерсант. Волга-Урал" №135 от 26.07.06 |