26.07.06Одни говорят - гений, другие - салонный портретист | Айсылу КАДЫРОВА
Международную научную конференцию "Николай Фешин и художественная культура ХХ века" проведет Музей изобразительных искусств РТ в ноябре. Это только одно из мероприятий, посвященных 125-летию знаменитого художника. А самым значительным в рамках юбилея будет создание Центра Николая Фешина в Казани.
Коллекция произведений Николая Фешина - визитная карточка нашего изобразительного музея. Ее уникальность не только в том, что казанский музей обладает самым значительным в количественном отношении собранием произведений художника в мире (около 200), но и высоким качественным уровнем работ.
- Творчество Фешина воспринимается неоднозначно. Одни о нем говорят и пишут - талант, гений, маэстро, а другие - салонный портретист, его виртуозность пустопорожняя, русских крестьян не знал и не любил и поэтому акцентировал "звероподобные лица мужиков, тупость женских физиономий и до безобразия расплывшиеся фигуры". Для того чтобы осознать истинное лицо художника и его место в русском, американском и мировом художественном процессе, необходимо адекватно представить его художественное наследие, его высшие достижения... В России Фешина можно поставить вслед за Серовым, рядом с Малявиным, Архиповым, Малютиным... В масштабе европейского и американского искусства его творчество сопоставимо с Цорном, Брейтнером, Сарджентом, - считает Галина Тулузакова, замдиректора по научной работе Музея изобразительных искусств РТ.
Он родился в Казани в семье владельца позолотно-столярной мастерской, где реставрировали иконостасы. С малых лет помогал отцу: составлял орнаменты для иконостасов, участвовал в выполнении различных заказов, ездил с ним по селам. Однако болезнь (менингит) и чудесное исцеление (от прикосновения к иконе Тихвинской Богоматери) сделали маленького Николая отчужденным от сверстников. Единственной отдушиной было рисование.
В 1895 году Фешин поступил в Казанскую художественную школу, которую окончил в 1901 году. Как один из лучших выпускников был принят в Высшее художественное училище при Петербургской академии художеств, где проходил обучение в мастерской Ильи Репина. Специалисты считают, что черты зрелого стиля у Фешина уже ясно проявились в работах 1908 года, когда он был еще студентом академии - "Дама в лиловом" (Русский музей), "Портрет Н.М. Сапожниковой" (San Diego Fine Arts Museum), "Черемисская свадьба" (National Cow bow Hall of Fame, Oklahoma City). В 1909 году он пишет конкурсную "Капустницу" (Научно-исследовательский музей Академии художеств), давшую ему право учебной поездки за границу. В этих работах определился не только язык, но и главная тема - человек в его разных ипостасях: создание природы и творение культуры.
С 1908 года Фешин подписывает контракт на работу преподавателем в Казанской художественной школе и после Европы возвращается в родной город. Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни. В это время, например, он создает знаменитые "Обливание" и "Бойню" (обе работы из коллекции ГМИИ РТ). А в 1916 году собранием Императорской академии художеств он был удостоен звания академика живописи.
Идея эмиграции в США возникает у Фешина не столько в связи с проблемами разрухи и голода, которые шли вслед за революционными потрясениями, сколько с невозможностью сохранить себя как творческую личность. В Нью-Йорке (1923 - 1926) он сразу имел успех: его признали и галеристы, и публика, и профессиональные художники. Он проводил мастер-классы, участвовал во всех выставках русского искусства и устраивал персональные. Его работы покупались чуть ли не с мольберта! А моделями Фешина хотели быть и кинозвезда Лилиан Гиш, и популярная романистка Уилла Катер, и основатель "Гранд Централь Галлери" Уйльям Кларк...
Но все же главным местом в Америке для Фешина стал Таос. Начавшийся у художника туберкулез требовал другого климата, и семья Фешиных объездила половину Америки в поисках подходящего места. Известно, что друг-художник Янг-Хантер попросил тогда Мэйбл Додж Люхан - богатую даму, покровительницу искусств, незаурядную личность, которая стала легендой Америки, - пригласить Фешиных в Нью-Мексико, в Таос. Они приехали на лето 1926 года и поняли, что уезжать не хотят. А Таос привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века. К моменту приезда Фешиных это была цветущая художественная колония, она стала одним из центров американского модернизма.
Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. Он рисовал, строил по собственному проекту дом (сейчас этот дом внесен в реестр исторических ценностей США как выдающийся архитектурный памятник; в 1981 году здесь был основан Институт Фешина - с музеем и образовательным центром), резал мебель, создавал скульптуры... Все рухнуло, когда супруга Александра попросила развод. Оставив дом и мастерскую, Фешин с дочерью, которая предпочла быть с отцом, оказались ни с чем. Все опять нужно было начинать заново. И Фешин нашел в себе силы - его опять спасло искусство. У него еще будет двадцать лет жизни в Лос-Анджелесе, новые работы, новые поклонники, покровители, ученики. Будут поездки и увлечение Востоком...
Николай Фешин умер в 1955 году в Лос-Анджелесе. В 1976 году, исполняя волю отца, его дочь Ия Фешина-Бренхам привезла прах Фешина в Казань и захоронила на Арском кладбище.
"Вечерняя Казань №119 от 26.07.06 |