20.07.06Открыть дорогу своим Ломоносовым |
- Ага, понял, - в качестве нобелевского лауреата. Какие практические подвижки есть на этом пути?
- Есть и теоретические проработки, и экспериментальная установка, и первые экспериментальные результаты.
- Тут, как говорится, Бог - в помощь. Но вас, ученого с такими масштабными затеями, почему-то понесло в организацию школьных олимпиад. Это что - зов души?
- Да, действительно, я являюсь председателем жюри республиканских олимпиад по физике среди школьников. Возможно, в этом, как вы выразились, есть "зов души". Будучи школьником, я сам участвовал в республиканских олимпиадах практически по всем дисциплинам. А моя старшая дочка занимала призовые места в республиканских олимпиадах по математике.
Но это не главное. Главное в том, что интерес к физике падает. Господствует увлечение информатикой, экономикой, юриспруденцией. Мало кто из молодых людей сейчас скажет, что он хочет заниматься серьезной наукой. Прошли времена всеобщего очарования авиацией, космосом, ядерной энергетикой. А между тем физика лежит в основе всего того, чем мы повседневно пользуемся. И пренебрежение ею рано или поздно закончится кризисом. Вот мне и хочется пробудить в молодых людях интерес к настоящей науке.
Кое-что в этом направлении удается. Ребята, которые побеждают на наших республиканских олимпиадах, потом не имеют себе равных на мировых соревнованиях. Двое таких мальчиков в прошлом году победили - один на мировой олимпиаде по физике, а другой - на олимпиаде России и стран СНГ. Мы их просто вынуждены были "развести" по разным олимпиадам. А у нас в республике они честно поделили первое и второе места. Немного обидно, что эти ребята впоследствии создадут славу Московского физико-технического института или МГУ.
- Вы считаете "олимпиадный" механизм достаточно эффективным для того, чтобы современные Ломоносовы в глубинке не засиживались, а достаточно быстро находились и получали путевку в жизнь?
- Были времена, когда мы деревню вообще в расчет не брали. Считалось, что это - самое слабое звено. А в прошлом году, да и в нынешнем уже выявились ребята из сельских школ, которые на равных могут конкурировать с учениками таких именитых казанских школ, как 131-я, или лицей имени Лобачевского. Нынче паренек из Арска, занявший первое место в олимпиаде среди сельских школ, по абсолютным показателям уступил только одному победителю олимпиады среди городских школ. Выявился и еще один талантливый паренек из Буинского района. Одаренные ребята есть. Нужны люди, которые их заметят и разовьют.
- Тут мы с неизбежностью подходим к еще одному виду вашей общественной деятельности - руководству республиканским научно-методическим объединением учителей физики. Чтобы правильно учить детей, сначала правильно надо научить учителей. Не так ли?
- Объединение создано только в конце прошлого года и предназначено для того, чтобы поднять уровень физического образования. Результаты ЕГЭ показали, что он в Татарстане невысок. В чем тут дело? Или учебники наши не хороши, или уровень преподавателей низок, или методика преподавания "хромает". Что-то, в любом случае, делать надо. Сейчас мы занимаемся анализом школьных учебников и выработкой рекомендаций по их выбору. Следующая задача - рекомендации по аттестации школьных учителей. Физик ведь может работать в любой области. А в итоге - в школах их не хватает. Туда бы побольше талантливых преподавателей. Есть, конечно, исключения - те, кто нашел и подготовил ребят из Арска и Буинска, о которых я говорил. Но, согласитесь, это мало.
- В каждом вузе есть курсы по подготовке к поступлению, репетиторство приобрело широкий размах. Не означает ли это, что существующая школа вообще не способна готовить детей к поступлению в вуз?
- Разрыв между школьным и вузовским образованием действительно существует. Его надо преодолевать. Отчасти наше объединение учителей физики будет способствовать решению этой задачи. Надо вернуть веру в школу. Ведь репетиторство - это натаскивание на определенную задачу, на поступление в конкретный вуз. А образование - совсем другое дело. Будет востребован человек с дипломом того или иного вуза - еще не известно. А образованный человек нужен всегда. |