19.07.06Творец не должен строить киоски |
- Наверное, такой закон бы сработал, но похоже, что пока Россия к этому еще не готова.
- Когда вы начинали свою карьеру архитектора, какой вы представляли Казань?
- Был такой архитектор Мунир Хасанович Агишев, это мой учитель. Благодаря ему многие памятники архитектуры в городе сохранились. Я был воспитан в его традициях, в этом духе старины. Поэтому мы очень бережно охраняли улицы Тельмана, которой сейчас уже нет, Ульяновых, Калинина, Баумана, Старотатарскую слободу. В 1976 году я выиграл конкурс на реконструкцию этой слободы. Но время течет. И если отступить от творческой составляющей, архитектор все равно слуга каких-то господ, куда он денется? Даже великий Гауди был слугой. Если говорить об улице Тельмана, которая была жемчужиной города, то за исключением нескольких домов, достойных этого места, застройка здесь не очень “вкусная”, а старину мы потеряли... Возможно, в ближайшее время что-то изменится, новый мэр Казани, например, издал постановление о запрещении строить на территории города из силикатного кирпича. Он дешевый, сырье местное, можно из него что-то делать внутри, но не на фасад же его класть!
- Насколько я понимаю, Казань живет без генерального плана?
- Да, его до сих пор нет, защищать его предполагают в конце этого года. Дело в том, что план 1970 года был рассчитан на 30 лет. В 1989 году его немного подкорректировали, вообще же проектирование плана занимает лет пять. И хотя тот генплан уже отслужил, в нем все-таки были заключены перспективы развития города. Новый план все равно делается на основе старого. Но если раньше основными градообразующими факторами выступали крупные предприятия, то сейчас это бизнес, торговля, инвестиции.
- Еще одна насущная казанская проблема - дороги. Количество машин прибывает с каждым годом, и есть риск, что через несколько лет город встанет.
- Это нам предсказывали еще в конце восьмидесятых годов прошлого века ленинградцы, они говорили, что мы задохнемся. В проекте были заложены малое и большое кольцо и окружная дорога. Малое кольцо не доделано на Московской, большое - от Кировского моста до Приволжского района, оно должно идти вдоль железной дороги. Думаю, что руководство города все это понимает и видит, что нам могут грозить немыслимые пробки. В свое время понтонный мост нас спас лет на пять, сейчас заработал “Миллениум”, тоже помощь реальная. Надо срочно ремонтировать Кировский мост, делать развязку на углу Кировской дамбы и Новокремлевской. Транспортная схема в городе, в принципе, рабочая, надо сделать перемычки. Но в настоящее время нужно думать и об организации движения. Улицы Парижа более узкие, но пробок меньше. Наряду со строительством дорог нам надо учиться организовывать движение. И все получится.
- Ваш творческий Союз может как-то реально влиять на архитектурную ситуацию в городе?
- Союз имеет право вмешиваться в работу всех архитекторов и особенно Градостроительного совета. Сейчас мы пытаемся организовать общественный совет. Архитектор - как музыкант, есть последняя скрипка в оркестре, а есть солист. В архитектуре сейчас выявилось очень много интересных личностей, и им дают заказы. Можно на это обижаться, но это так. Это нормальная конкуренция. Но... Все мы бессильны перед возрастом, поколение стареет, и наша задача сейчас выявить талантливую молодежь. В этом Союз архитекторов может очень помочь. В мастерской, в которой я работаю вместе с Евгением Прокофьевым, нашим сотрудникам не более 35 лет. Это все наши ученики. Прокофьев присматривает их еще третьекурсниками, берем их как дипломников, потом они начинают работать в мастерской. Например, наша ученица, которой 26 лет, построила ресторан “Парус”, другой ученик - “Корстон”. У них есть будущее. На днях мы в Союзе архитекторов вручали дипломы выпускникам академии этого года, и в напутствие молодым я сказал: не прыгайте, не беритесь строить киоски, вам заплатят 15 тысяч, но вы потом останетесь на этом уровне на всю жизнь, дальше уже не пойдете. Постарайтесь сделать что-то серьезное, не получится - идите проектировать интерьеры квартир, сейчас это модно. |