19.07.06Творец не должен строить киоски | Татьяна МАМАЕВА
Два месяца назад председателем Союза архитекторов РТ был назначен Виталий Логинов. Известный казанский зодчий в особых представлениях не нуждается, в его активе множество зданий, которые формируют положительный архитектурный образ города, в том числе по его проекту был реконструирован Государственный Большой концертный зал РТ имени С.Сайдашева, за что Логинов с группой коллег получил Государственную премию РФ. Логинов вместе с другом и коллегой Евгением Прокофьевым много лет руководит архитектурно-творческой мастерской “ВЕЛП”.
- Виталий Павлович, как вам нравится архитектурный облик сегодняшней Казани?
- Мне трудно сказать, что нет, потому что моя прежняя должность - заместитель главного архитектора города, я проработал в ней 34 года. В последние годы мы пережили рывок, определенный качеством архитектуры, если сравнивать какой она была в нашем городе, скажем, до 1992 года. Мы очень выросли качественно, появились новые материалы, новые технологии, потому что раньше мы, к сожалению, были зажаты нормативами. Конечно, я не хочу грешить против истины и говорить, что все очень гладко, есть более удачные здания и сооружения, есть - менее удачные. Правление Союза архитекторов все это анализирует. Естественно, вы сами понимаете, что мы немного лишнего помахали шашками в период тысячелетия...
- Более чем лишнего...
- Да, более чем. Но это произошло не из-за того, что был какой-то злой умысел, просто город не успевали преобразовать к юбилею, поэтому пришлось ветхие здания сносить, сеять траву, чтобы не стыдно было принять гостей. В результате во многих местах утрачена историческая среда. Но при этом в каждой крупной мастерской, в каждом институте за последние пять лет появилась такая архитектура, что достойна города. И гости, которые часто приезжают в Казань, оценивают ее достаточно высоко.
- Но была такая суровая необходимость уничтожать старый центр города?
- Конечно, нет! Вроде бы все было учтено, каждым объектом занималась комиссия, но у памятников архитектуры, как правило, плохие фундаменты, “лечить” их - дорогое удовольствие, хотя прецеденты были, например, Александровский Пассаж. Но были случаи, когда сносить приходилось вынужденно. Просто жизнь города этого требовала. Хочется надеяться, что в дальнейшем к памятникам будет более бережное отношение. Сейчас за их охрану очень деятельно взялось Министерство культуры, и Союз архитекторов очень активно его в этом поддерживает. Нам спешить некуда, и остатки наших архитектурных жемчужин мы обязаны сохранить. Надо находить инвесторов, которым, полагаю, необходимо создавать более привлекательные условия. Продавать инвестору объекты разумнее по более дешевой цене с условиями, что памятник будет восстановлен.
- Найти инвесторов не так просто, в ожидании их многие памятники погибли. За границей почему-то желающих купить тот или иной памятник архитектуры не так сложно найти.
- Там все это происходит более цивилизованно. Инвестору дают льготы, льготы и еще раз льготы, процент по банковскому кредиту там от 3 до 7, а у нас?.. И у нас эти инвесторы появятся, просто надо создать для них механизм льгот. И цены должны быть разумные, если мы будем взвинчивать их на пусть и памятники, но уже развалюхи, их, конечно, никто не купит. А у города на памятники денег не будет, если и появятся лишние, их пустят на социальную сферу, и, наверное, это разумно. Разбогатевшему человеку почетно иметь офис в центре, в старинном здании. Кстати, в Москве этот механизм уже действует, там уже бешеные деньги вкладывают в инвестирование.
- Как вы полагаете, закон о реституции мог бы в этом помочь? В Москве, например, есть прецедент. Актеру Александру Пороховщикову, представителю древнего дворянского рода, вернули на Арбате деревянный особнячок XVIII века, принадлежавший некогда его семье, и он его постепенно реставрирует. |