18.07.06Cчитать казанские галереи галереями - некорректно | Айсылу КАДЫРОВА
В Казани немало выставочных площадей, и наши художники без особого труда могут найти место для экспонирования своих произведений. Сегодня можно продемонстрировать свое творчество в музеях, галереях, библиотеках, коридорах власти и гостиниц, кафе, магазинах... Однако поговорка, что не место красит человека, а человек - место, в ситуации с выставочной деятельностью казанских художников кажется неуместной. Потому что по большому счету сегодня в Казани невозможно найти "грамотное" место для выставки. У нас есть площади престижные и - другие, которые только по доброте можно назвать экспериментальными.
Престижная площадь для юбиляров
Самая престижная выставочная площадь в Казани - залы первого этажа Национальной художественной галереи в Кремле (филиал музея изобразительных искусств). Там довольно светло и очень просторно, но на искусственное освещение (оно подобрано и смонтировано без учета специфики помещения) жалуются все художники. За год работы галереи стало понятно, что ее идеология исключает нарочито провокационные проекты: площадь используется, как правило, для демонстраций коллективных итоговых (к юбилейным датам) выставок признанных мастеров местного разлива ("Живописное путешествие по старой Казани", "Живописные сады Тукая"). Сольно и очень удачно выступил здесь сравнительно недавно Ильгизар Хасанов, признанный в рамках актуального искусства автор. Сейчас в планах галереи - выставка работ фотографа - лауреата Государственной премии России Михаила Медведева и парадного, любимого властями художника Александра Шилова. Поэтому стратегию галереи не назовешь продуманной и стилистически стройной. Какой автор продемонстрирует здесь свои работы в дальнейшем - предугадать сложно.
Впрочем, "воля к стилю" практически отсутствует у владельцев всех выставочных площадей Казани. Политика Выставочного зала Союза художников проста, как репка: год от года здесь (это помещение тоже нельзя назвать идеальным для художественных выставок - плохое освещение, разбитый паркет) экспонируют либо творчество художников-юбиляров, либо выставки коллективные - тематические. Среди последних значимым можно считать проект Григория Эйдинова: ежегодные выставки работ художников-графиков.
На художников-юбиляров "ставит" и музей изобразительных искусств республики, периодически предоставляя для демонстрации юбилейных экспозиций свое второе здание. Правда, в минувшем сезоне ситуация начала меняться: музей стал активно работать с Домом дружбы народов Татарстана, в результате чего здесь стали проходить выставки художников из республик бывшего СССР. Начинание очень интересное и подтверждает мысль великого Лотмана: "Национальная культура рождается, глядя на себя в зеркало другой культуры".
Экспериментальная площадь - для всех других
Начинающим художникам и тем, кому далеко до "парадного" юбилея, на "престижной площади" выставиться трудно. Свои работы они сегодня реально могут продемонстрировать в галереях "Эбиволь", "Камиль", "Восточное крыло", НКЦ "Казань", "На Большой Красной" и в музеях - Горького, Сайдашева, Тукая.
Слово "галерея" в его буквальном смысле применять к перечисленным галереям непрофессионально и некорректно. По сути - это просто выставочные пространства без внятной концепции. Как правило, они функционируют в режиме салона-магазина. Ни одна из них не ставит цели открыть или продвинуть художника, или вписать творчество казанских художников в современный международный контекст. А уж говорить об их участии в берлинском "Арт-Форуме", например, или в "Liste" в Базеле, "ARCO" в Мадриде, FIAC в Париже - просто не приходится.
Выставки в литературных и музыкальных музеях выгодны самим музеям: пришел человек на выставку - заодно и посетит музей. Самый опытный в этом начинании - музей Горького, издавна славящийся своим демократичным подходом к художникам-экспериментаторам. Самый радикальный - музей Тукая, здесь всегда рады художникам лишь титульной в Татарстане национальности. Буквально на днях открыл двери для художников и музей Сайдашева: сейчас там работает выставка картин Михаила Кузнецова. Отрадно то, что продумана концепция сотрудничества этого музея с художниками: здесь будут демонстрироваться работы, подобранные под характер музыки Сайдашева...
"Вечерняя Казань" №114 от 18.07.06 |