Победительницей международного музыкального конкурса "Охридская жемчужина" (Македония) вернулась в родную Казань 19-летняя скрипачка Лия Якупова. Здесь она проведет летние каникулы. Стипендиат фондов Владимира Спивакова и "Русское исполнительское искусство", лауреат международных конкурсов, Лия закончила в этом году первый курс Московской консерватории. Впрочем, она уже семь лет живет в Москве. Но в Казани ее многие помнят: в середине 90-х Лия была самым знаменитым "юным дарованием" нашего города. Она играла на открытии БКЗ им. С. Сайдашева (среди почетных гостей концерта был тогда и президент Ельцин), неоднократно выступала с Симфоническим оркестром Татарстана, камерным оркестром "La Primavera". А дуэт Лии Якуповой со скрипачом Леонидом Сонцем был сенсацией своего времени...
Как это обычно случается, талантливую скрипачку не замедлили переманить в столицу. И с тех пор какие только разговоры о ней не ходили: от доброй новости, что у нее все замечательно, до завистливых гаданий, сколько и кому заплатили родители Лии за место в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Об этом, среди прочего, мы вспоминали вчера в гостях у Лии.
- Мне было 12 лет, когда я переехала в Москву, - говорит Лия. - В Центральную музыкальную школу меня пригласил знаменитый скрипач Эдуард Грач. Какие деньги, о чем вы! Он по собственному желанию взял меня в свой класс. Сейчас я уверена, что его внимание ко мне - во многом заслуга моего казанского педагога Ольги Хабибуллиной, я очень ей благодарна... Конечно, поначалу мне было трудно в Москве - особенно привыкнуть жить в интернате, где в комнате нас было 12 человек. Но я быстро освоилась.
- Но вы окончили школу не как ученица Грача...
- Да, я перешла к другому педагогу. Грач тогда активно гастролировал, и довольно часто со мной занимались его ассистенты. Я же хотела учиться у педагога без посредников. Мы цивилизованно решили эту проблему, у нас с Грачом добрые отношения... А выпускалась я у замечательного профессора Сергея Кравченко. У него же учусь сейчас в консерватории.
- Большим был конкурс, когда вы поступали в консерваторию?
- Да. Скрипачей было 98 человек, а приняли только 26. Железной уверенности, что поступлю, у меня не было. Московская консерватория - одна из самых авторитетных в мире, во все времена поступить туда было очень сложно.
- А говорили, что вы не могли не поступить. Дескать, все было ясно уже на выпускном экзамене в музыкальной школе, который вы сдали на пятерку с плюсом. Получить такую оценку - это уникальный случай?
- Не такой уж и уникальный. Пять с плюсом получают на экзаменах не единицы - например, среди скрипачей моего выпуска нас таких было двое. Уникальность моей пятерке с плюсом придавал, наверное, тот факт, что получила я ее за "Чаккону" Баха. Это довольно сложное произведение, получить за нее такую оценку очень почетно.
- Сейчас вы концертируете?
- Да, это и сольные выступления, и в составе камерного оркестра консерватории, и в составе нашего студенческого трио. Я играла уже во всех залах Московской консерватории. Особенно запомнилось мое первое публичное выступление в консерватории - я играла на мастер-классе у выдающегося педагога Захара Брона.
А на каком инструменте играете?
- У меня скрипка работы Тимофея Подгорного, это инструмент XIX века. Есть скрипки намного лучше, но на данном этапе меня вполне устраивает и эта. Кстати, я за нее еще полностью не расплатилась, хотя часть денег - 60 тысяч рублей - мне выделило на этот инструмент Министерство культуры Татарстана.
- Лия, вы скучаете по времени, когда вас считали вундеркиндом?
- Я сама никогда не считала себя ни вундеркиндом, ни звездой. Просто всегда занималась любимым делом. Известным ребенком я была лишь благодаря музыковеду Светлане Захаровой, это она меня в свое время раскрутила... Я и сейчас не могу назвать себя состоявшимся человеком, я только на пути к этому. Прекрасно понимаю, почему годы учебы в консерватории называют золотыми: если за это время не сможешь стать музыкантом-личностью, не станешь им уже никогда...
Вечерняя Казань |