06.07.06Распалась связь имен... |
СКАНДАЛ ГОДА. Заранее успокоим: скандал погас, не успев разгореться. Вновь, как в далеком 1995 году, взволновалась мусульманская общественность. Тогда, десять лет назад, ее представители потребовали убрать из репертуара ТГАТ им. Г.Камала "Голубую шаль" К.Тинчурина. В этой "антирелигиозной агитке", утверждали они, явный перебор с безнравственностью ишана, который среди бела дня лезет под подол сиротки Майсары. Случай с январской премьерой Камаловского театра обещал быть посерьезнее: "Комедия "Смелые девушки" Т.Гиззата повествует о порочном хазрате и татарских публичных домах", - гласили анонсы газет. В итоге делегация казанских хазратов во главе с имамом Закабанной мечети И.Лутфуллиным отправилась в театр. Неожиданно для себя священнослужители во время представления отменно повеселились. Режиссер Ильдар Хайруллин собрал свой незатейливый спектакль из актерских штампов более ранних постановок татарской классики, сделав акцент на банальной мужской похотливости. Тем не менее вывод хазраты сделали серьезный: "В спектакле показана плохая работа муфтията".
ГОСЗАКАЗ ГОДА. Может быть, производственникам он и выгоден, но только не деятелям театра. Тем не менее они не могли обойти вниманием главную дату Года литературы и искусства - 120-летие со дня рождения Г.Тукая. И, пожалуй, лучше всех справился с "госзаказом" режиссер Р.Аюпов. Спектакль Татарского тюза "Сенной базар", основанный на автобиографии и текстах Габдуллы Тукая, стал редкой для татарской сцены экзистенциальной "драмой крика". В ней не резко, но достаточно внятно удалось заявить тему личности и толпы. Динамичный "Сенной базар" в июне этого года победил на Международном театральном фестивале в г. Бишкеке в номинации "Лучший спектакль".
ГАСТРОЛИ ГОДА. Репертуар Буинского народного театра (художественный руководитель Р.Садриев) явно ориентирован на горожанина, оставшегося в душе сельчанином. Таковых немало и среди столичной публики, судя по полным залам, которые труппа из Заволжья собирала в казанских дворцах культуры, трижды в этом сезоне приезжая в Казань на гастроли. Можно было бы многое простить буинцам: отсутствие актерского профессионализма, проблемы с художественным вкусом (Дюшану выставлять унитаз как факт искусства можно, а Садриеву вонючие носки - нельзя?), если бы персонажи их комедий были выловлены из социальной среды, а не из "кривого зеркала" эстрадной юмористики.
ТЕНДЕНЦИЯ ГОДА. Подъем творческой активности молодежных театральных студий. Свидетельством этого стало проведение двух фестивалей: в Казани и Набережных Челнах. Казалось бы, радоваться надо, но, с другой стороны, объяснение этой активности очень простое: в репертуаре даже молодежных театров практически отсутствуют спектакли для подростков. Для самых маленьких зрителей их более чем достаточно, а для тинейджеров - одна лишь инсценировка знаменитого романа "Над пропастью во ржи" Дж.Д.Сэлинджера, которую челнинские сверстники Холдена Колфилда из театральной студии "Ключ" дважды привозили в Казань по просьбе самих же зрителей.
* * *
Хочется надеяться, что предстоящий театральный сезон окажется более насыщенным. Большинство творческих коллективов республики исполнены замыслов, желания удивлять и радовать. Так, русский тюз готовит премьеру по пьесе всемирно известного ирландца М.Макдонаха "Череп из Канимара", Татарский тюз - "Короля Лира". Что касается камаловцев и тинчуринцев, то в свете грядущего 100-летнего юбилея татарского театра все их новые работы просто обречены на особую значительность, этапность.
"Республика Татарстан" №134-135 от 6.07.06 |