04.07.06Выставка, которой боятся | Тимур ЛАТЫПОВ
В пятницу в Казани состоялось второе заседание оргкомитета III Международной специализированной выставки “Авиакосмические технологии и оборудование. Казань-2006” (АКТО-2006). Казалось бы, рядовое мероприятие. Но это не так. Ведь, как считают специалисты, выставка имеет столь серьезный резонанс, что ее итоги попросту пытаются замолчать.
Заседание провел первый заместитель Премьер-министра Татарстана - министр экономики и промышленности Борис Павлов. Главная мысль - мы не имеем права сделать нынешнюю выставку менее масштабной, чем прошлая.
Выставка проводится один раз в два года. В “АКТО-2004” приняли участие 99 НИИ, конструкторских бюро, 374 предприятия из России, Украины, Белоруссии, Германии, Швейцарии. Ее посетили 15 тысяч специалистов. По итогам научно-практической конференции, которая проводится (и это одна из изюминок АКТО, резко отличающая ее от других подобных мероприятий) в рамках выставки, был издан сборник докладов, включивший в себя 148 материалов. Отрадно, что, как показала экспозиция, отечественная авиакосмическая отрасль во многих разработках существенно опережает мировой уровень.
В программе выставки, которая пройдет с 15 по 18 августа на ОАО “Казанская ярмарка”, - обширные экспозиции, деловые встречи, презентации, научно-практическая конференция, тематические семинары и “круглые столы” (в этот раз будет представлен новый - по вопросам подготовки кадров). Во всем этом примут участие свыше 100 предприятий. Уже заявлено участие 62 организаций (32 из них - татарстанские). А также 158 выступлений - по словам советника Премьер-министра РТ Назира Киреева, - целая академия блистательных авиастроительных имен. Как заметил ответственный секретарь оргкомитета, начальник отдела Управления межрегионального сотрудничества Федерального агентства промышленности Евгений Евстафьев, стоит подумать о расширении конференционной части мероприятия - она имеет серьезный резонанс. Напомним, что в 2004 году участники выставки говорили о консолидации научной и вузовской общественности в деле привлечения внимания руководителей федерального уровня к проблемам отрасли, для чего сами эти проблемы должны быть профессионально сформулированы и обозначены. Единодушно отмечалась необходимость создания специализированного федерального агентства по авиационной промышленности - чтобы с самого начала выносились только квалифицированные решения.
К сожалению, в этот раз 16 предприятий РТ, работающих по близкой тематике, от участия в АКТО отказались. На это Борис Павлов заметил, что оргкомитет сделает все, чтобы “помочь в приглашении”. Всего в Татарстане насчитывается 40 организаций авиакосмического комплекса России. Помимо своей прямой деятельности, они способствуют продвижению авиакосмических технологий в другие отрасли - топливно-энергетическую, транспортную, строительную, в жилищно-коммунальное хозяйство.
Как было отмечено на заседании, к выставке все больший интерес проявляют крупные международные организации (информация об АКТО публикуется в крупнейших мировых авиационных изданиях), поэтому “заморскую” часть форума (а логичнее назвать именно так) необходимо расширять. В этот раз приглашен ряд иностранных делегаций, что накладывает на выставку дополнительную ответственность.
Напомним, что АКТО проводится по инициативе руководства Татарстана, не на словах, а на деле предпринимающего незаурядные усилия по возрождению авиационной отрасли. Ведь в республике дело не ограничивается только разработкой, строительством и модернизацией крылатых машин. Именно Татарстан явился инициатором создания и реализации механизма первичного лизинга авиатехники. Не забыто и законодательное обеспечение реформирования и развития авиастроения и авиационного лизинга. Здесь Татарстан “отметился” целым рядом предложений: о придании ряду авиационных проектов статуса национальных; принятии федерального закона о поддержке несырьевых экспортеров; необходимости проведения парламентских слушаний о работе Правительства РФ по реализации Федеральной целевой программы “Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 г.”; внесении законодательной инициативы о цивилизованном ограничении количества иностранной авиационной техники, эксплуатируемой российскими авиакомпаниями на внутренних авиарейсах до 10-15% от общего парка самолетов; совершенствовании механизма лизинга. Есть своя позиция и по “технологии” реформ. Сегодняшним итогом всей этой деятельности можно считать февральское обращение Бориса Павлова к Совету Федерации - выйти к Президенту РФ Владимиру Путину и в Правительство РФ с предложением о создании национального коммерческого проекта развития авиастроения России с выделением необходимых средств из стабилизационного фонда на возвратной основе в течение 10 лет. |