04.07.06Коммунальные услуги - по новым правилам | Ирина ДЕМИНА
Федеральным Правительством утверждены новые правила по определению нормативов потребления и предоставлению коммунальных услуг гражданам России. На днях специалисты республиканского Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ разъяснили журналистам, чего в основном коснулись нынешние нововведения.
Практика показала, что зачастую граждане не могут отделить коммунальные услуги от жилищных. Поэтому уточняем, что к первым относятся холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и отопление. Все остальное, обозначенное в получаемых населением счетах-фактурах, - услуги жилищные.
По словам заместителя министра строительства, архитектуры и ЖКХ Олега Крутикова, отныне во всех регионах России нормативы определяются по единым правилам, чего доселе не было. То есть на местах нормы рассчитывались по-разному. Кроме того, теперь они будут устанавливаться дифференцированно - с учетом конструктивных и технических параметров жилых домов, степени их благоустройства, климатических факторов и прочего. Но это не означает, что для жильцов каждого дома определят собственный норматив, к примеру, потребления воды или газа -такая работа просто неподъемна. Поэтому жилые здания сгруппируют по схожести параметров. Так что налицо попытка установить хотя бы относительную справедливость: ведь одно дело - получать услуги, проживая в новом респектабельном доме, другое - в старенькой "хрущевке".
Что касается порядка предоставления коммунальных услуг, то он регулирует отношения между их поставщиками и потребителями, наделяет стороны правами и обязанностями, предусматривает перерасчет платежей в случае отсутствия услуг или некачественного их оказания. До сих пор мы жили по соответствующим правилам, принятым почти 12 лет назад и не учитывающим многие факторы. К тому же, допустим, в нашей республике до настоящего времени нормативные требования к качеству предоставляемых услуг носили рекомендательный характер (в соответствии с программой реформирования ЖКХ). Поэтому у граждан не было возможности даже в судебном порядке отстаивать свои права, так как в большинстве случаев их отношения с поставщиками услуг не регламентировались договорами. Сейчас все это направлено в законодательное русло, которое, по заверениям чиновников, нацелено на защиту прав потребителей.
Например, прежние правила диктовали, что плата за услугу снижается за каждые сутки ее отсутствия либо некачественного предоставления. Отныне все исчисляется часами. Например, раньше при отключении водоканалом воды на трое суток перерасчет платежа осуществлялся автоматически. Но если кран перекрывался часа на два в день, то на это поставщики закрывали глаза: дескать, какая мелочь. Теперь, как уверяет главный юрист Минстроя Марина Лепина, подобное им с рук не сойдет: новые правила позволяют поставщикам отключать холодную или горячую воду лишь на восемь часов в месяц.
Помимо прочего новыми правилами обозначена ответственность поставщика услуг за холодную или горячую воду, не отвечающую по составу санитарным нормам. Не допускаются отклонения от нормативов в напоре водоснабжения и давлении сетевого газа, в температуре воздуха в жилом помещении, продолжительности электроснабжения. И все недоделки исчисляются, повторим, часами, а не сутками.
Однако возникает вполне резонный вопрос: кто будет отслеживать почасовую недопоставку коммунальных услуг? Ведь не все жильцы безвылазно сидят дома и надзирают за тем, сколько часов в сутки работает канализация или горит лампочка. Руководители Минстроя считают, что контроль входит в обязанности либо председателя товарищества собственников жилья, либо управляющей компании, с которой граждане заключают договор. Главное - выбрать добросовестного управленца, которому в случае отсутствия услуги следует сигнализировать об этом через диспетчерскую службу (то есть позвонить на ее пульт), а потом составить соответствующий акт.
Нововведениями также регламентировано, каким образом рассчитываются платежи при наличии приборов учета воды, газа, энергии и без таковых. Следует помнить: если счетчики у вас установлены, то снимать показания с них специалисты соответствующих служб обязаны ежемесячно, а информировать о плановом отключении от сети (в связи с профилактическими работами) - не менее чем за десять дней. В случае нарушений прав потребителей специалисты Минстроя рекомендуют обращаться в Госжилинспекцию или в суд.
"Республика Татарстан" №132-133 от 4.07.2006 |