29.06.06Про ангелов и панков | Татьяна МАМАЕВА
Хасанов не может открыть “просто выставку”, то есть развесить картины и назначить время вернисажа. Для него любая возможность показать работы - это постановка своего “спектакля”, где действующие лица - персонажи его полотен, а сам он и драматург, и режиссер, и герой постановки. Потому что со всем, что вы увидите в экспозиции, автор не просто “беседует”, но и даже находится в тесном взаимодействии. Отношения с изображаемыми предметами для него могут колебаться от полного приятия до острейшего антагонизма.
О чем “спектакли” Ильгизара Хасанова? На этот вопрос невозможно ответить однозначно. Скорее всего, они полярны. Автора может интересовать судьба вселенной, ее прошлое и будущее. И тут же с не меньшим интересом он расскажет нам историю простого, банального предмета. Например, гвоздя или дверной ручки. В этом он схож с Андерсеном, который из обычной вещи делал “историю”.
И, конечно, все это объединяет человек, который может быть мелочным и великим, примитивным до безобразия и вмещающим в себя целые галактики.
Ильгизар Хасанов родился в Казани, окончил художественно-театральное отделение Казанского художественного училища. Работает в различных жанрах изобразительного искусства. На протяжении последних двадцати лет художник много выставляется: в Шотландии, Франции, Нидерландах, США, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Как считают искусствоведы, Хасанов тяготеет к концептуальности.
Я бы сказала, что Ильгизар Хасанов - философ с поэтическим складом ума. Бытовое ему не то чтобы не интересно или скучно, оно, скорее, любопытно ему в том случае, когда в нем можно найти философскую подоплеку, когда есть возможность не просто рассказать о явлении, а увидеть и показать нам метафору.
Экспозиция, которая развернута сейчас в галерее “Хазинэ”, объявлена как выставка в пяти частях. Они называются “Уроки французского”, “Метафизика детства”, “Форма и содержание”, “Линии и ритмы”, “Фрагменты”. Экспозиция состоит из живописи и скульптуры, фотографий и инсталляций. Буклет к ней очень верно предваряет цитата из Даниила Хармса: “ И все, что я видел, я назвал частями мира”.
Мир Ильгизара Хасанова населяют странные, но притягательные персонажи - женщина-ангел, почти парящая над землей, и дерзкий панк, таинственная девушка с глазами лани и грустный юноша. Рашид Тухватуллин, написавший очень верный и образный текст к буклету, справедливо сравнил творчество Ильгизара Хасанова со структурой дерева, при этом отметив, что “мы можем только догадываться, куда ведут корни - на Монмартр ли начала ХХ века или на улицу Федосеевскую 60-х годов, где прошло детство автора”.
Все части выставки (читай - частицы мира) сплетены воедино, все они отражают внутренний мир автора, его вселенную. Понять ее рассудком невозможно, анализу она не поддается, но тот, кто умеет видеть сердцем, сможет рассмотреть ее.
"Время и деньги" №115 от 29.06.2006 |