23.06.06Свирели звуки нежные | Людмила СУХАНОВА
Не случайно местом проведения второго тура Первого фестиваля-конкурса оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России была выбрана Казань. Это у нас на протяжении нескольких десятилетий живет народный праздник "Играй, гармонь", где бок о бок звучат русская и татарская гармошки. Это у нас в республике ежегодно проходят, наряду с русским Каравоном и татарским Сабантуем, национальные праздники марийского, чувашского, удмуртского и мордовского народов - Семык, Уяв, Гырон быдтон, Балтай.
У татар среди сельчан очень популярна тальянка. В старину она была практически в каждом доме. Бывали случаи, когда корову меняли на хороший тальян - так нужна народу песня. Бытовали здесь до 1960 годов не только сорнай, кубыз, но и скрипка, и были даже свои скрипичных дел мастера. А в деревне Субаш Балтасинского района до сих пор существует творческая мастерская, где музыканты-мастера изготавливают национальные татарские инструменты по образцам ныне покойного известного специалиста в этой области Ифрата Хисамова.
Вот и на прошедшем фестивале - конкурсе оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России я повстречала немало людей, преданно любящих свой этнос, свою культуру.
На конкурс, пройдя отборочный тур, привез из деревни Малые Кирмени Мамадышского района свой коллектив "Сандугач" Фариль Равильевич Дульмиев. С ним мы встретились в аудитории, где шла репетиция перед выступлением.
Как бережно руководитель ансамбля держал в руках сорнай! А когда заиграл на нем, в комнату будто ворвался ветер степной. Потом он взял курай, и нежный женский голос будто заворковал и запел про вечную весну любви. Фариль сказал:
- Нет, теперь такой инструмент не купишь. Очень сложно их изготавливать. Нужен талант.
А потом он показал мне думбру - старинный музыкальный инструмент, составленный из дощечек какого-то особого дерева с длинной стекой-клавиатурой. Ее смастерил доцент кафедры этномузыкологии Казанской государственной консерватории Г.М.Макаров. Я услышала позднее ее звучание на сцене. Играла на думбре девочка с глазами казашки. И остальные исполнители из деревни Малые Кирмени были чем-то неуловимо с ней похожи. Так бывают похожи люди, чьи предки не покидали родной деревни, может, со дня ее основания. А родина, Малые Кирмени, одарила их не только лицами далеких предков-кочевников, но и редкой музыкальностью. Как они играли! Я стояла в кулисах и буквально замерла, когда протяжная мелодия понеслась в зал. А потом девушка с узкими темными глазами запела мунаджат. Мне рассказали, что это молитва, написанная известной поэтессой из народа Накией Юсуповой.
Сам Фариль Дульмиев - тоже уроженец Малых Кирменей, деревни-хранительницы татарской культуры. Как-то председатель колхоза ему предложил:
- Давай-ка мы тебя колхозным стипендиатом определим в институт культуры, подучишься и будешь в клубе баянистом работать.
Так Фариль стал студентом. Окончив институт культуры, он вернулся в Малые Кирмени. Но работа в клубе не прельщала его. Нет, решил он, надо молодежь учить. Его идею поддержал директор музыкальной школы, и они создали в Малых Кирменях филиал Мамадышской школы искусств. Появились у Фариля Равильевича свои первые ученики. Тот первый набор давно уже выпущен. Некоторые ребята решили стать профессиональными музыкантами. К примеру, Айнур Марданов сейчас учится в музыкальном училище Набережных Челнов, а его мама, преподаватель татарского языка Раиля Ильгизовна, привела в класс к Фарилю Равильевичу второго сына - Нияза.
Ученики Дульмиева освоили почти все национальные инструменты, какие есть в наличии. И каждую копейку, заработанную коллективом, тратят на покупку новых инструментов. Так в прошлом году они стали победителями на районном смотре-конкурсе и на денежную премию купили свирель-жалейку. |