21.06.06Школьные планы чудесные | Юрий АЛАЕВ
Как бы сделать так, чтобы в удельном отношении потратить поменьше, а получить результат качественно лучший? Эту задачку отнюдь не из школьного учебника решали в пятницу на совместном совещании в Казани представители сразу двух республиканских министерств - образования и финансов, а также руководители отделов народного образования и финансов ряда муниципальных образований.
"Вводная", обозначенная во вступительном слове вице-премьера Зили Валеевой, ведущей совещания, упрощенно говоря, сводилась к следующему: многие школы на селе находятся в запустении, качество подготовки учащихся в большинстве из них никак не отвечает "вызовам времени" и становится все более неудовлетворительным, а бюджетные затраты на образование в абсолютном исчислении, напротив, растут. Вопрос, таким образом, в том, чтобы сделать финансирование образования нацеленным на результат, на качество подготовки школьников - как начального звена образования, так и базового, и полного среднего. Такой подушевой принцип.
Почему речь зашла именно о сельских школах, понятно: их много, почти три четверти в Татарстане, в них трудится почти половина учителей республики, а учеников там все меньше. Мало того, ситуация с кадрами преподавателей и техническим оснащением школ на селе такова, что многие выпускники не видели ничего более выдающегося, чем лейденские банки, и не получили за 10 лет ни одного урока иностранного языка; какая уж тут "конкурентоспособность". (Интернет - хорошо, но мало, да и посмотреть еще надо, насколько он реально, а не по отчетам используется.) Менее понятно, как определять качество подготовки выпускников - по количеству поступивших в вузы? По успешности трудоустройства? И как поощрять за искомое качество учителей - задним числом?
Однако это, как скажут специалисты, вопросы дилетантские: на самом деле умные министерские люди давно разработали "государственный образовательный стандарт общего образования". Этот стандарт предполагает, что если в школе есть определенный набор пособий, технических средств обучения, созданы определенные бытовые условия для школьников и преподавателей, а у самих преподавателей есть соответствующий наполняемости класса уровень заработков (уровень их подготовки - по умолчанию), то и выпускники должны получаться не ниже определенного стандартного уровня, а то и выше. Осталось, то есть, привести в соответствие.
На практике это означает, что во всех сельских населенных пунктах Татарстана в скором будущем гарантированно останутся только начальные школы (1-4-й классы). Что касается средних, то из них выберут лучшие - до 10-15 на район - и сделают их базовыми. Предполагается, что в таких школах будет соблюдаться федеральный норматив по наполняемости (не менее 20 человек в классе; для городских школ - 25), преподавать здесь будут также лучшие учителя района (с соответственно повышенной оплатой труда и комфортными бытовыми условиями); позаботится Минобраз РТ (вместе с коллегами федерального уровня) и о достойном оснащении таких школ.
Что станет со зданиями, в которых размещаются сегодня "неперспективные" сельские школы, - отдельный разговор; кажется, их дешевле законсервировать, приспособить под что-то другое или вообще снести, чем эксплуатировать по назначению. Что станется с учителями и другим персоналом, которые в названных школах сейчас работают - тоже отдельный разговор: по данным Минобраза РТ, среди них много людей пенсионного возраста, так что будет естественное выбытие; кто-то перейдет работать в базовую школу, а кто-то вынужден будет переквалифицироваться - в управдомы, например.
На самом деле критичен другой вопрос - доставки учеников в базовую школу и обратно, по домам. Согласно порученческой части протокола описываемого совещания, переход на "нормативный метод финансирования общеобразовательных учреждений с учетом норм наполняемости классов" должен начаться с 2006-2007 учебного года. Следовательно, уже не сегодня-завтра предстоит наладить бесперебойное курсирование школьных автобусов между "обесшколенными" деревнями и селами и местами расположения базовых школ хотя бы в "пилотных" школьных округах. Часть автобусов для этой цели закуплена (курганского производства), но их качество не всех устраивает, идут дебаты. Кроме того, очевидно, что даже и не курганский автобус, а самый что ни на есть мерседесовский по буеракам не проедет - нужно срочно делать сеть дорог (пока что с этим на селе Татарстана беда, даже если говорить просто о "дорогах с твердыми покрытием"), а это работа минимум на 3-5 лет, с нашим-то ритмом финансированиия. А кроме того, как заметил представитель одного из РУНО, кто будет "рулить", если предлагаемая ставка водителя школьного автобуса - 1500 рублей? Можно, наверное, и на эти деньги кого-то найти, но кто поручится тогда за безопасность школьников? |