Минтимер ШАЙМИЕВ: "Быть всегда впереди" |
В развитии технологий нельзя останавливаться. Вы сами знаете, как стремительно развивается компьютерная техника и программное обеспечение. Если четыре года назад компьютеры, оборудование, установленные в школах, были последним словом, то сегодня эти машины считаются морально устаревшими. Поэтому проблема обновления компьютерной техники будет существовать всегда. В этом году мы планируем продолжить эту работу в рамках национального проекта «Образование».
Минтимер Шарипович, по вашему мнению, насколько востребованы пользователями сети образовательные ресурсы на татарском языке? Совместно с «Microsoft» мы сейчас работаем над очень серьезным проектом - версией «Windows» на татарском языке. Действительно, в плане создания татарского или любого другого национального сегмента во всемирной сети существуют определенные трудности технического характера. Стратегическое соглашение, которое мы подписали с компанией Microsoft, открывает принципиально новые возможности в плане развития инфокоммуникационной среды. До этого, еще в сентябре прошлого года мы презентовали операционную систему «Linux», локализованную на татарский язык. То есть, мы создаем хороший инструментарий, он востребован, и сейчас главное - грамотно его использовать.
Кроме того, для увеличения татарского сегмента во всемирной сети мы создаем на базе Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Информационно-образовательную систему – ИОС РТ. На основе этой системы будут разрабатываться средства технической поддержки татарского языка в Интернете, татароязычные сайты, интерактивные технологии обучения. Если мы это сделаем, это будет колоссальная поддержка образовательных потребностей татар, проживающих и за пределами республики.
Минтимер Шарипович, многих пугает негативное воздействие, которое может оказать на неокрепшую психику ребенка бесконтрольное пользование Интернетом. Открывая детям окно в информационный мир, вы не побоялись непредсказуемых последствий? Удивительно, но маленькие дети осваивают компьютер с такой легкостью, что взрослые могут им только позавидовать! Запретить им пользоваться Интернетом в современных условиях просто невозможно, да и ненужно. В тоже время, открывая ребенку доступ во всемирную паутину, как мне кажется, мы продуманно подошли к этому вопросу. У нас все школы объединены в единую образовательную сеть. Она включает ресурсный центр на базе Казанского государственного университета, здесь разработаны и необходимые системы защиты, и специальный образовательный портал. Получился своеобразный школьный Интранет республиканского масштаба.
Соответствует ли скорость передачи данных этой сети существующим потребностям? Возможно, ли использование альтернативных технологий подключения в перспективе? Необходимость повышения «производительности» образовательной сети есть. Это связано с недостаточной скоростью передачи данных по существующей технологии Dial-Up, а по этой схеме подключены практически все сельские учреждения образования. Но технологии не стоят на месте. В прошлом году мы открыли первый мобильный Интернет-класс по программе компании «ВымпелКом». Интересно, что он появился в детском приюте знаменитого Раифского монастыря. В результате его воспитанники получили возможность выходить в Интернет, используя беспроводной доступ GPRS/EDGE сети «Билайн».
Минтимер Шарипович, высокие технологии всегда связаны с огромными затратами, а какой эффект вы ожидаете получить от реализации информационно-коммуникационных проектов в образовании? Главное, что сегодня нам удалось решить серьезную проблему - ликвидировать разрыв в уровне развития технологий между крупными городами и селом. Сегодня в сельских районах республики уровень цифровых технологий выше, чем в некоторых городах. Я считаю, что в условиях, когда мир открыт, нельзя воспитывать целое поколение в отрыве от этого мира. Дети, которые учатся в сельских школах, не должны жить в информационной изоляции, нужно стремиться дать им равные стартовые возможности со своими сверстниками. Иначе мы не сможем вырастить конкурентную личность. В конечном итоге, через несколько лет это скажется на развитии всей экономики. Я глубоко убежден, что дальнейшее развитие системы информатизации предопределяет наше будущее. Поэтому информационное неравенство – это социальная проблема, без решения которой невозможно говорить о дальнейшем росте или техническом прогрессе. Цена вопроса здесь очень велика, по сути, это наша конкурентоспособность в будущем. |