Татьяна КОРНЕЕВА
В пятницу в Казани президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Владимир Якунин и президент Татарстана Минтимер Шаймиев договорились о расширении сотрудничества РЖД с республикой. Господин Шаймиев назвал договоренности «схематично-концептуальными» направлениями дальнейшей совместной работы. Однако в подписанном сторонами протоколе речь идет о вполне конкретных проектах, в случае реализации которых Татарстан сможет существенно улучшить свою транспортную инфраструктуру.
Основные положения взаимоотношений ОАО РЖД и субъектов Российской Федерации регулирует генеральное соглашение, которое в прошлом году Татарстан наравне с другими субъектами подписал с РЖД. Эти положения конкретизированы в годовом соглашении о взаимодействии между правительством РТ и Горьковской и Куйбышевской железными дорогами (филиалы РЖД), охватывающими своей сетью в том числе и РТ. Более того, с начала этого года Казань подключилась к процессу обсуждения долгосрочных программ сотрудничества между субъектами и железной дорогой. Месяц назад такую программу, рассчитанную на 2006-2008 годы, подписали премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов и начальник Горьковской железной дороги (ГЖД) Виктор Сехин. Как пояснил тогда господин Сехин, закрепление долгосрочного сотрудничества «позволит решать более масштабные задачи стратегического плана».
Вчерашний деловой визит в Казань президента РЖД Владимира Якунина, который в свою первую поездку по республике взял всю ударную команду (прибыли три вице-президента, а также руководители ключевых подразделений РЖД), официально был приурочен к начавшемуся в Казани накануне всероссийскому совещанию по вопросам взаимодействия РЖД с органами государственной власти субъектов РФ. Однако главным пунктом программы стали переговоры Владимира Якунина с главой Татарстана Минтимером Шаймиевым. После 40-минутной личной встречи президенты подписали протокол о расширении сотрудничества между республикой и РЖД.
Минтимер Шаймиев сообщил участникам встречи, что сторонам удалось «схематично-концептуально договориться, как дальше работать». Однако выяснилось, что в протоколе речь идет о вполне конкретных проектах. Так, в первом пункте документа речь идет о необходимости завершения замороженного несколько лет назад строительства железнодорожного вокзала в Казани на станции «Восстания». При этом предусматривается возможность совместного финансирования проекта ГЖД и муниципальной администрацией. Кроме этого, протокол предполагает проектирование и строительство новых железнодорожных сетей на территории республики в районах развития Нижнекамского промышленного узла и создающейся сейчас особой экономической зоны близ Елабуги. Также в протокол вошел пункт о строительстве в Казани детской железной дороги — в целях профориентации школьников.
Комментируя подписанный документ, Минтимер Шаймиев сообщил журналистам, что у сторон «нет никаких проблем с видением подходов» дальнейшего сотрудничества. В свою очередь Владимир Якунин заявил, что «мы заверили Минтимера Шариповича в том, что железнодорожники никогда не станут тормозом на пути экономического развития» республики.
По мнению наблюдателей, достигнутые сторонами договоренности позволят республике решить ряд насущных проблем и существенно улучшить инфраструктуру железнодорожного транспорта. Ранее заключенные договоры между РЖД и РТ носили больше декларативный характер и не предусматривали осуществление конкретных инвестиционных проектов. В отличие от прошлых лет, когда Казань и ГЖД на паритетных началах построили и реконструировали 7 вокзалов (большая часть работ была выполнена к тысячелетию Казани в прошлом году, вложения ГЖД составили более 1 млрд рублей), в инвестиционной программе ГЖД на этот год крупных инфраструктурных объектов из Татарстана нет. Очевидно, после подписания протокола ситуация может измениться для республики в лучшую сторону.
"Коммерсант. Волга-Урал" №94 от 27.05.2006 |