25.05.06Метрокрой | Екатерина ВОРОБЬЕВА
Вчера на коллегии Счетной палаты Татарстана были обнародованы итоги финансовой проверки строительства Казанского метрополитена. Сумма нарушений, выявленных аудиторами СП, составила 536,4 млн рублей, или 8% от объема бюджетного финансирования, поступившего за 2 года. При этом основной причиной неэффективного использования средств были признаны рекордные темпы строительства — по словам начальника МУП «Казметрострой» (выступающего генподрядчиком проекта) Марата Рахимова, «у нас просто не хватило времени для осмысления проектно-сметной документации». Счетная палата приняла объяснения метростроевцев и «простила» им более 300 млн рублей нарушений — поскольку первоначально их сумма оценивалась почти в 900 млн.
Проверка Счетной палаты охватывала период 2003-2005 годов (время, когда казанское метро строилось наиболее интенсивно) и сумму в 6,7 млрд рублей, выделенную из республиканского бюджета. Проверке подверглись 3 организации: управление по строительству метрополитена (УСМ) казанской администрации (заказчик), МУП «Казметрострой» (генеральный подрядчик) и МУП «Метроэлектротранс» (эксплуатирующее предприятие).
Строительство Казанского метрополитена было начато в августе 1997 года. Сметная стоимость проекта первой ветки протяженностью 7,26 км, состоящей из 5 станций и связывающей центр города с одним из густонаселенных районов, составляет 14,3 млрд руб. Она была сдана в эксплуатацию в августе 2005 года. На строительство еще 2 станций, которые предполагается сдать в эксплуатацию в 2007-2008 годах, потребуется 7 млрд руб. В том числе в 2006 году, согласно планам МУП «Казметрострой», будет освоено 2,38 млрд руб. Предполагается, что к 2013 году первая линия будет удлинена до 17 км, а число станций возрастет до 10. К 2024 году в Казани планируется создание системы метрополитена из 3 линий общей протяженностью 55 км.
Как сообщил аудитор Счетной палаты Ильнур Мубараков, наибольшие нарушения в размере 536,4 млн рублей были обнаружены в УСМ. Так, кредиты и займы на сумму 1,8 млрд рублей были получены с нарушением федерального законодательства: при остатке около 600 млн рублей на балансе заказчика финансовое управление Казани выделило УСМ еще 468 млн кредитных средств. Проценты, уплаченные по кредиту, составили 16,2 млн рублей, что, по словам господина Мубаракова, «привело к удорожанию строительства метро и стало дополнительной нагрузкой на бюджет». Кроме того, управлением не были оприходованы оборудование и услуги на сумму 351,7 млн рублей и не отражены в регистрах бухучета — 376,5 млн рублей. Аудитор сделал вывод, что такое ведение документации свидетельствует «об отсутствии контроля за сохранностью запасов в местах их хранения и на всех этапах их движения».
«Казметрострой», в свою очередь, был заподозрен в завышении стоимости выполненных работ. Счетная палата установила факты, когда одна и та же продукция приобреталась по разным ценам — так, если в одном случае предприятие закупало шпалы по 444 рубля за штуку, то в другом — по 500 и более рублей (максимальный разброс закупочных цен составил 33%). Не имея собственных складов, «Казметрострой» осуществлял хранение оборудования при помощи субподрядчика — ООО «ДАС», фирмы с уставным капиталом 10 тыс. рублей. «ДАС» оказывал услуги по приемке вагонов и выполнению погрузочных работ, заключив для этого соглашение с филиалами ОАО «Российские железные дороги». В итоге совместной деятельности ОАО РЖД предъявило к оплате фирме «ДАС» 3,8 млн рублей — а «ДАС», в свою очередь, выставил «Казметрострою» удвоенный счет в 7,6 млн. Наконец, «Казметрострой», как и УСМ, брал кредит в банке, имея гораздо больше средств на счету, — в результате проценты, уплаченные по кредиту, составили 1,5 млн рублей. Общий объем задолженностей «Казметростроя» перед поставщиками и покупателями Счетная палата оценила в 2,1 млрд рублей. |