По этому поводу стоит вспомнить и об ЕГЭ. Как известно, система такой оценки знаний давно практикуется в США. В связи с этим хочется напомнить, что система среднего образования в Штатах никогда не считалась сильной. А тестовая система отнюдь не послужила ее укреплению. Помните известную историю о том, как в США попробовали организовать телеигру по типу нашей “Что? Где? Когда?” и ничего не вышло. Американцы оказались не способны формулировать ответы на вопрос самостоятельно. Они привыкли лишь выбирать из трех-четырех предложенных им вариантов ответа. Это явное следствие привычки к тестам. Так не поторопились ли мы с ЕГЭ? Не приведет ли это к примитивизации мышления? И без того вся наша жизнь в последнее время подталкивает к интеллектуальному опрощению.
Для растущего человека круг замыкается: о Пушкине он слышал краем уха, Толстой и Чехов для него - вообще из области легенд. С кем в 1812 году воевали, не помнит. Школьные науки ему разжевывают репетиторы, остается только проглотить, не напрягая извилин. ТV воспитывает в нем примитивные чувства и желания. И кто в итоге выходит “делать жизнь”, чего от него ждать?
Каждый сектор этого порочного круга сам по себе вроде не так уж и страшен, но вместе они выглядят угрожающе.
Репетиторство, которое приняло нынче небывалые размеры, не только подрывает авторитет школы и опустошает родительские кошельки, но и приучает к интеллектуальному иждивенчеству.
- Да все я понимаю, - отмахнулся коллега. - Но сегодня другого выхода нет.
А завтра? И кто его будет искать? Может быть, наши читатели знают ответ на эти вопросы?
"Время и деньги" №85 от 17.5.06 |