17.05.06Репетитор - тот же рояль в кустах... |
- Есть и сильные ребята, которые вполне могли бы сдать сами. Родители просто страхуются, ищут репетиторов из нужного вуза, чтобы обеспечить поддержку. Не верят, наверное, что приемная комиссия подойдет объективно.
Вузовские педагоги судят под другим углом.
- Школа сейчас здорово не дорабатывает. Раньше, если ученик не понимал тему, его оставляли на дополнительные занятия, все разжевывали. И это вменялось учителю в обязанность, и сам он считал занятия с отстающими своим долгом. А теперь подход другой. Не понял на уроке, так с тобой позанимаются, но ...за деньги. Институт репетиторства активно поддерживается именно школьными учителями. Конечно, понять их можно - при таких-то зарплатах...
- По-прежнему большой разрыв между требованиями вуза и школьной подготовкой. А подготовка эта становится все слабее. Я занимаюсь репетиторством уже лет десять и вижу, как год от года убывают знания. Например, одна выпускница всерьез спрашивала меня, как пишется фамилия пушкинского героя - Онегин или Анегин. Выяснилось, что она ухитрилась не прочитать роман. Две другие девочки поражались тому, что некоторые интеллектуалы в состоянии одолеть “Войну и мир”: “Это надо же такую толстенную книжищу!”. А мы ведь в свое время не просто читали и анализировали, целые страницы наизусть заучивали. Теперь же начитанный школьник становится белой вороной.
Единственный человек, который решился выступить c открытым забралом, начальник отдела Министерства образования и науки Тамара Федорова, настроена оптимистичнее всех: “ЕГЭ делают процедуру прозрачной, поэтому можно не сомневаться в объективности оценок знаний абитуриентов. Они достаточно хорошо подготовлены, чтобы сдать экзамены самостоятельно, особенно гимназисты и лицеисты. Мне кажется, репетиторство процветает потому, что родители паникуют и перестраховываются. Кроме того, одаренные дети, победители олимпиад и конкурсов, имеют льготы при поступлении. Уверена, что полный переход на ЕГЭ сведет на нет институт репетиторства”.
Из всего сказанного напрашивается несколько выводов. Парадоксально, но в результате всех реформ знания школьников “на выходе” стали слабее. В пятидесятые-шестидесятые годы, до того, как школа вступила в фазу экспериментов, репетиторство было явлением редким, абитуриенты спокойно поступали в вузы благодаря собственным усилиям. А уж о том, чтобы в студенчестве заказывать курсовые или дипломы “на сторону” и речи не было. Все писали свои работы сами. Теперь такое встречается сплошь и рядом! На каждой остановке десятки объявлений: “кандидат наук выполнит контрольные задания, напишет курсовую или диплом”. Получается, что снижена требовательность на всех ступенях обучения и всех почему-то это устраивает.
Кроме того, к нам пришла нежданная беда. Россия теряет титул самой читающей страны мира. Старшее поколение не сумело передать тем, кто приходит на смену, дорогое наследство - вкус к чтению и любовь к хорошей, умной книге. Школьники сейчас, действительно, с мировой, в том числе и русской классикой, знакомятся по конспектам.
Мне возразят: зато в жизнь наших детей вошли информационные технологии. Компьютер предоставляет большие возможности для расширения кругозора и развития интеллекта...Предоставлять-то предоставляет, но ни в коей мере не заменяет правильного чтения. У последнего преимущество, которого не отнимешь, - оно лепит душу. Именно незаслуженно забытая классика учит нас красиво любить, тонко чувствовать, каждой клеточкой ощущать великую радость и ценность жизни.
Только ленивый не бросал камень в наше телевидение. Но как можно удержаться, когда телеэкран заполнен безвкусными шоу, в том числе и действующими в режиме реального времени, которые навязывают подросткам суррогаты любви, дружбы, романтики, героизма. Действия и рассуждения героев, каждый из которых примитивнее некуда, выдаются за норму поведения. И при этом все время звучат призывы: позвоните, голосуйте...Ощущение бесконечного сумасшедшего дома. Кто спонсирует такие передачи? Кому нужно оболванивать детей и подростков? |