17.05.06Репетитор - тот же рояль в кустах... | София САЙГАНОВА
У моей хорошей знакомой сын - абитуриент. Умница, трудяга, претендент на медаль - словом, золотой мальчик, подарок маме к восьмому марта. Учится он, естественно, в одной из самых престижных казанских гимназий. Но, несмотря на все свои пятерки и статус учебного заведения, готовится к поступлению в вуз с репетиторами сразу по нескольким предметам. Думаете, ему мама досталась с синдромом сверхтревожности, вот и мучается парень? И вообще он один такой на всю Казань? Как бы не так!
Дочка коллеги также ведет тяжелую трудовую жизнь.
- Представляешь, - делится коллега, - на девчонку уже смотреть страшно. Исправно посещает подготовительные курсы в вузе и кроме того четыре раза в неделю занимается с репетиторами. На школу сил у нее почти не остается, и утром она бредет туда как сомнамбула, несчастная, невыспавшаяся, с синими кругами под глазами. Мы с женой без слез уже смотреть на нее не можем.
- Не мучили бы вы девицу, может, и так поступит.
- Да ты что! У всех знакомых дети занимаются дополнительно, ведь без высшего образования сейчас никуда...
При этом напомню тем, кто успел забыть школьные будни, что задают сейчас много, причем по всем предметам. Для того, чтобы не нахватать троек, выпускнику приходится сидеть над учебниками по несколько часов. Спортивные секции, дискотеки, дружеские тусовки - все это остается где-то в другой жизни или оставляется “на потом”, в расчете на те благословенные времена, когда удастся со школьной парты пересесть на заветную вузовскую скамью. Для мальчиков, естественно, проблема поступления стоит особенно остро. Для них выбор невелик: вуз или армия. По этому поводу без комментариев.
Кого из родителей абитуриентов ни спроси, практически в каждой семье предвузовский год запоминается как жуткий кошмар. Мало того, что в семьях среднего достатка родители, а порою еще и бабушки, и дедушки весь год работают исключительно на репетиторов, так еще и сколько нервов, сколько здоровья теряется. Истерики, стрессы, литры валокордина, десятки упаковок антидепрессантов...Кстати, сказанное насчет пробоины в семейном бюджете отнюдь не преувеличение, ведь в зависимости от уровня преподавателя и престижности избранного вуза цена за одно занятие колеблется от 500 до 1000 рублей, а по каждому предмету приходится заниматься хотя бы дважды в неделю, а то, случается, и трижды.
Да разве нельзя иначе? Опрос знакомых показал: нельзя. Может, и существуют умники и умницы, которые играючи сдают экзамены без специальной подготовки, но назвать их никто не смог. Победители российских олимпиад, которые поступают без экзаменов, не в счет.
Но ведь было когда-то все иначе, намного проще. И мы с вами еще застали эти былинные времена, когда большинство абитуриентов обходились собственными силами. Казалось бы, сейчас, когда школу лет тридцать реформируют и реформируют, выпускники и вовсе должны скользить в вуз, как по маслу, тем более из гимназий и лицеев. Но ничуть не бывало!
В чем же дело? Я попыталась выяснить это у школьных и вузовских преподавателей. Имен своих собеседников по их просьбе я не называю (“нам же еще работать”). Выяснилось, что взгляд на проблему у них различный, хотя в чем-то сходство и прослеживается.
Что же думают школьные учителя?
- Дети сейчас ничего не хотят. Они уверены, что родители вовремя заплатят кому надо, и потому им напрягаться особо незачем. Сколько им в голову ни вкладываешь, не желают понимать.
- Мне кажется, семья не настраивает детей на труд. Да и государство в этом помогает. Смотрит на тебя ученик, когда ты распинаешься о пользе образования, и думает: “И что принесла тебе твоя духовность? Зашитые колготки?”
- В обществе складывается некая суррогатная культура: примитивные телепередачи, ориентир исключительно на развлечения, культ денег. Все это сызмальства развращает. Школа воспринимается как нудные десять лет, которые надо “отмотать”. При таких установках разве можно вложить в голову знания? |