15.05.06Москвичи "ВЗЛОМают" классический репертуар | Айсылу КАДЫРОВА
Организаторы XIX Международного фестиваля классического балета им. Р. Нуриева, который откроется во вторник, решили возродить традицию гастролей в Казани отдельных хореографических коллективов. В разные годы на Нуриевском представляли свои спектакли столичный "Балет России", "Балет Вечно Зеленого города" из США, "Русский Имперский Балет"... В этот раз на фестиваль приедет "Русский камерный балет "Москва" - уникальный столичный театр, объединяющий три труппы - классическую, современную и "Графический балет". Казанцы увидят два одноактных спектакля современной (contemporary dance group) труппы - "Весну священную" и "Взлом".
"Весна священная" - новое, современное осмысление одноименного балета Игоря Стравинского. Этот спектакль был поставлен знаменитым хореографом, кавалером ордена Искусств и Литературы Республики Франция Режисом Обадиа специально для "Русского камерного балета "Москва". В сезоне 2003/2004 г. постановка получила театральную премию "Золотая маска" в номинации "лучший спектакль современного танца" (среди других номинантов были проекты Большого театра России и Мариинского) и диплом Московской премии СТД РФ "Гвоздь сезона".
Как считают критики, хореограф лишил "Весну..." национального колорита и расставил совершенно другие акценты, сохранив при этом мотив избранничества и жертвоприношения. В основе балета - история юноши, "стоящего перед таинством познания жизни, познания женщины, познания себя самого". По замыслу хореографа, герой существует в жестоком урбанистическом мире, лишенном человеческого тепла. Но экзистенциальные проблемы, борьба внутренних страстей остаются у человека неизменными с сотворения мира. По словам господина Обадиа, постановка "Весны священной" стала воплощением его двадцатилетней мечты.
Спектакль "Взлом" ("The Rogue Tool") на музыку Фреда Фриза тоже номинировался на "Золотую маску", но в 2002 году престижную российскую премию вручили исполнителю главной роли в этом балете Роману Андрейкину ("лучшая мужская роль в балетном спектакле"). Первым признал талант молодого танцовщика хореограф Пол Селвин Нортон, поручив ему главную мужскую партию, которую обычно исполняет сам.
Господин Нортон - англичанин, выросший в Африке, до 24 лет и не помышлял о театре: занимался спортом, страстно любил танцевать, изучал медицину. В 1988 году его пригласили в труппу современного танца Бенни Бланкерта, и с тех пор он сделал головокружительную карьеру артиста и хореографа: танцевал в труппе Аманды Миллер во Фрайбурге и в Балете Уильяма Форсайта во Франкфурте-на-Майне, поставил более 15 спектаклей...
Именно "Взлом" ("The Rogue Tool") утвердил за Нортоном славу мастера сложных новаторских движений, организованных в единую структуру, одновременно строго логическую и по-человечески обаятельную. Впервые он поставил этот балет в Тель-Авиве в 1996 году, но для современной труппы "Русского камерного балета "Москва" внес существенные авторские изменения, соответствующие творческим и техническим возможностям исполнителей. А по мнению хореографа, возможности этих артистов превосходят все, с чем ему приходилось работать до сих пор.
"Это спектакль об аутсайдерах, чужаках. Как взбесившийся слон изгоняется из своего стада из-за непредсказуемого и опасного поведения, так каждый исполнитель в балете "изгоняется" массой из общего движения и "вынуждается" к танцу в радикально иной пластике", - так говорил о своей постановке Нортон в одном из интервью. Кстати, световую партитуру балета, костюмы и бутафорию придумал тоже он. А российская премьера "Взлома" в марте 2001 года была отмечена прессой как один из лучших спектаклей московского сезона.
"Вечерняя Казань" №74 от 13.05.06 |