Лейсан ФАХРУТДИНОВА
Ее творческая и личная судьба, полная неожиданных поворотов и коллизий, достойна отдельной книги.
Она была совсем маленькой девочкой, когда репрессировали ее отца и семья осталась без средств к существованию. Мать от горя слегла, и Рашида вместе с двумя сестрами попала в Елабужский детский дом.
В 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, часть воспитанников отправляют в интернат при ташкентском военном заводе, где ей вместе с другими подростками пришлось работать на производстве. В ее обязанности входило обмакивать снаряды в краску и затем складывать их в духовку. Едва краска просыхала, эти снаряды тут же отправляли на фронт.
Там же, в Ташкенте, Рашида училась в школе рабочей молодежи и одновременно занималась в хореографической студии. По окончании учебы ее как талантливую танцовщицу направили на работу в Кзылордынское концертное бюро.
В ее репертуаре были танцы разных народов - узбекские, башкирские, татарские. А коронным номером юной танцовщицы был кавказский танец с кинжалами. Когда выступления проходили в воинских частях, этот концертный номер особенно радовал солдат. В память о том времени Рашида Миншаеховна хранит вышитый пояс с кинжалом - подарок от ее благодарных зрителей военной поры.
В 1953 году она приезжает к матери в Мензелинск. Маленький городок сразу наполнился слухами о приехавшей "балерине". Ее приглашают на работу в Мензелинский драматический театр в качестве балетмейстера и актрисы.
Семь лет спустя мечта о карьере профессиональной танцовщицы привела ее в Альметьевск, где был объявлен набор певцов и танцоров в театр оперетты. Эта идея принадлежала известному театральному деятелю Фатыху Хафизовичу Утяеву, у которого к тому времени за плечами уже был опыт создания двух театров. Немало единомышленников нашлось у него и в Альметьевске, но здание, которое они присмотрели для будущего театра оперетты, отдали нефтяникам. Однако неудача с этим начинанием не помешала Рашиде и Фатыху Утяевым соединить свои судьбы. Поженившись, они переезжают в Бугульму, где Рашида Утяева поступает в труппу русского драматического театра. Здесь ее актерское дарование раскрылось в самых разнообразных ролях. Ей довелось сыграть и коварную Клариче, и добрую, светлую Аленушку, и даже солдата Хмелько.
В начале 1970-х годов судьба приводит чету Утяевых в Казань. Фатыха Хафизовича назначают директором театра оперы и балета им. М.Джалиля. А Рашида Утяева, проработав сезон в Татарском передвижном театре, начинает осваивать новую профессию - актрисы театра кукол. Овладевая искусством кукловождения, она зарабатывала трудовые мозоли, срывала голос, терпела обиды от старших коллег по цеху. Но к трудностям ей было не привыкать, они только закалили ее характер. И актриса овладела-таки всеми техническими премудростями кукольного театра. Нашлось здесь применение и ее пластичности, музыкальности.
В театре кукол ей стала особенно близка тема материнства. В ряду лучших работ актрисы также образ коварной Байбике в спектакле "Невеста падишаха", исчадия ада Вельзевула ("Чертова мельница"), не очень везучей, но неунывающей тетушки Марины в спектакле "Ай да Мыцык!" и многие, многие другие.
Более полувека преданно служит Рашида Утяева на поприще искусства. В настоящее время она работает в театре "Экият" в качестве заведующей труппой, являясь наставником молодых актеров, которые учатся у нее преданному и бескорыстному служению любимому делу.
"Республика Татарстан" №94 от 11.05.06 |