13. Blue Army и казанская икона. | Итак, чтобы понять, куда и почему пропал святой образ, рассмотрим более подробно один из главных персонажей американской эпопеи Казанской иконы.
Мистер Джон Хеннесси.
Этот достойный человек отдался всей душой делу передачи иконы Церкви. «Он был очень увлечен этой благородной задачей, - и это было очень ценно (особенно в таком новом и «пионерском» деле в Церкви в Америке, как не только выкуп св. иконы, но и максимум миссионерства для Божьего Дела... в процессе этого выкупа)», - так о нем отзывался архиепископ Иоанн (Шаховской). Ко всем своим обязанностям мистер Хеннесси относился с огромным энтузиазмом. Таким он оставался вплоть до своей скоропостижной кончины. «Сейчас произошло событие, взволновавшее всех принимающих к сердцу дело св. иконы: мистер Джон Хеннесси скоропостижно скончался... Господь да будет Милостивым Судьей ему. Он сделал, что мог, для иконы и павильона», - эти слова, написанные архиепископом Иоанном Сан-Францисским, служат справедливой и искренней эпитафией этому человеку.
Не уверен, догадывался ли о чем-нибудь сан-францисский Владыка, но я, проанализировав некоторые действия Джона Хеннесси, пришел к довольно неожиданным выводам. Я уверен, что мистер Хеннесси был активным членом Синей (или Голубой) Армии (Вluе Аrmy), о чем никогда не ставил в известность архиепископа Иоанна, видимо, зная его очень сдержанное отношение к католической Церкви. Так, в своем письме к дочери великого русского писателя Льва Толстого Александре по поводу причин, вынудивших его заниматься финансовыми вопросами, связанными с выкупом святого образа, Владыка замечает: «Мне бы легче было... «умыть руки» от всего этого дела. Но тогда эта икона, в лучшем случае была бы у римо-католиков; в худшем - в курительной комнате какого-нибудь техасского миллионера».
Именно это членство в Вluе Аrmy и, как результат, активная пропаганда взглядов этой общественной католической организации может полностью объяснить ряд поступков «неправославного», по его собственному определению, мистера Хеннесси, которые крайне удивляли его православных коллег и подвергались критике со стороны православных иерархов. Впрочем, об этих поступках судите сами.
При его сопровождении икона часто посещала католические и русско-католические храмы, что не приветствовали остальные участники кампании по выкупу иконы. Посещались, в том числе, и инициативные центры Вluе Аrmу, например, Назарет Хауз (Nаzаrеth Ноusе), Сан Рафаэль (Sаn Rаfеl), управляемый сестрами из Nаzаrеth. Радуясь визиту чудотворной иконы, они говорили о себе так: «Все из нас в этом доме, как сестры, так и жители, являются активистами Синей Армии Фатимской Божией Матери (Вluе Аrmy оf Оur Lаdу оf Fаtimа), движения, которое имеет исключительной целью содействие молитве о возвращении христианства людям СССР. Мы особенно преданы Благословенной Матери». Были и совместные мероприятия между православными Америки и католиками. Например, в субботу 11 апреля 1964 г. прошла служба в католической церкви святого Вонифатия. На богослужении присутствовал и сказал речь римско-католический архиепископ Иосиф Мак Гаккен. А на следующий день, в воскресенье 12 апреля, в зале при церкви святого Вонифатия православными и римско-католическими церковными хорами были исполнены песнопения во славу Божией Матери. |