Что касается рекламы, то федеральные бренды на потребительском рынке сейчас практически невозможно создать без телевидения. Сделать это с каждым годом все сложнее. Цены на размещение рекламы растут значительно быстрее цен на потребительские товары. С вступлением в силу нового закона о рекламе, который сократит объемы рекламного времени, они подскочат еще серьезнее.
Сказанное в меньшей степени относится к «Нэфис Косметикс» и еще десятку-другому крупнейших рекламодателей, которые в силу своего статуса могут рассчитывать на определенные преференции. Новичкам сложнее.
Однако шанс был и будет всегда – во все времена бедные становились богатыми и наоборот.
Порошковый суверенитет
- Возникает вопрос о цене успеха. «Нэфис Косметикс» в последнее время активно привлекает заемные ресурсы. Недавно было объявлено о вашем намерении разместить облигационный заем на 1,5 миллиарда рублей. Как вы в целом оцениваете финансовую устойчивость компании? - Нэфис Косметикс - прибыльная компания и при желании могла бы обслуживать почти вдвое больший долг. Даже без учета того, что мы постоянно растем и растем не по-шуточному. С 1998 года оборот нашего бизнеса вырос почти в 70 раз. Только с 1998 по 2004 год мы инвестировали в развитие предприятия 120 миллионов долларов. До 2007 года планируем вложить не меньшую сумму только в производство.
На развитие, на свои завтрашние перспективы мы и привлекаем заемные ресурсы. В настоящее время четыре наших наиболее крупных инвестиционных проекта общей стоимостью свыше 115 миллионов евро полностью обеспечены финансированием. В новых заимствованиях мы практически не нуждаемся. Все они будут запущены не позже первого квартала 2007 года и начнут себя окупать.
Вместе с тем, мы заинтересованы в повышении качества своей задолженности. Цель трехлетнего облигационного займа в 1,5 миллиарда рублей – заместить краткосрочные финансовые ресурсы более долгосрочными. Срок размещения будет зависеть от конъюнктуры рынка, скорее всего это произойдет осенью.
- О каких проектах идет речь? - Самый крупный для нас проект – это строительство маслоэкстракционного завода. Но масло, которое он будет давать, естественно, надо перерабатывать. Поэтому сегодня КЖК и бельгийская фирма De-smet подписали контракт на поставку оборудования по рафинации и дезодорации масла мощностью 400 тонн в сутки.
Плюс к этому - развитие самого «Нэфис Косметикс». Здесь мы существенно расширяем завод жидких моющих средств – у нас есть серьезные амбиции на рынке шампуней, гелей для душа и в уже ставшем звездным для нас направлении средств для мытья посуды.
Четвертый проект - новый завод по производству синтетических моющих средств. С его запуском наши возможности по выпуску стиральных порошков достигнут 160 тысяч тонн в год.
- Но сейчас вы продаете только 45 тысяч тонн! За счет чего вы собираетесь увеличить продажи вчетверо? - Мы готовимся к росту рынка. Сейчас среднее потребление стиральных порошков в России 4-5 килограмм на человека, а в СССР было 9. В Европе же люди используют по 13-17 килограмм в год. С ростом доходов населения, повышением социальных выплат, мы должны как минимум наверстать советское прошлое. И даже превзойти его. В СССР пользовались порошком для стирки из разряда универсальных или для ручной стирки, а сегодня с ростом числа владельцев стиральных машин, люди переходят на порошки для автоматической машинной стирки. А они и расходуются в большем объеме, стоят дороже. Это объективный фактор, помимо которого есть субъективный. Да, у нас и сейчас есть небольшой запас мощностей по порошкам. Но двадцать тысяч тонн – это не серьезная игра! Если правильно выстроить бренд, рынок уже сейчас может потребовать, допустим, дополнительные пятьдесят тысяч, и мы не сможем его удовлетворить. Получится, что мы сами себя подставим.
Есть и третий фактор. Рынок – это игра с нулевой суммой. И мы видим, что раньше в России было 32 заметных производителя стиральных порошков, почти все из которых были российские, а сейчас того гляди никого не останется, кроме нас и иностранцев. |