26.04.06По весенней воде | Тимур ЛАТЫПОВ
Весна, как утверждают профессионалы, - самое хлопотное время в порту. И хотя здесь еще по-зимнему пусто и безлюдно, в воздухе уже чувствуется преднавигационное оживление. А вчера на большую воду вышли первые суда.
Потихоньку засновали туда-сюда юркие буксиры, не торопясь отвалил по своим делам угловатый земснаряд, “толкач” двинул куда-то огромную, внешне изрядно ржавую баржу. Возле плавучей судоремонтной мастерской пришвартованы баржи, на которых укрывались зимой “Восходы” и “Метеоры”, среди них золотой звездой Героя сразу выделяется “Михаил Девятаев”. Кое-кто из команды с банками краски в руках подкрашивает борта, подводит названия и индексы - уже совсем скоро краны спустят суда на воду. Солнце, плеск коричнево-зеленой волны, свежий запах реки... Но “скоростники” настроены совсем не оптимистично: “Скоростной флот умирает, да, кажется, и не только скоростной. Посмотри, лед давно сошел, а нас все на воду не стаскивают - когда такое было?! Все - деньги. Дошло до того, что даже с краской плохо. С топливом - постоянные проблемы. А ты посмотри, кто работает - одни пенсионеры, те, кому податься больше некуда, ну куда пойдет человек, проработавший здесь четыре десятка лет?! Капитан получает четыре-пять тысяч рублей, молодежь из Речного техникума придет, год-три поработает и исчезает. Да и судов-то осталось... Вон тот еще в прошлом году ходил, а сейчас все - отслужил свое. Не знаем, что будет дальше. Но в конце концов, мы же приречная республика - и наш флот должен жить”. И действительно, в лучшие времена казанские речники эксплуатировали до трех десятков скоростных судов, сегодня осталось два “Метеора” и три “Восхода”.
Как рассказал директор службы пассажирских перевозок ОАО “Судоходная компания “Татфлот” Александр Бабурин, пассажирская навигация начнется 27 апреля на 25 судах. В былые времена сезон начинался пораньше - плавали чуть ли не среди льдов, но тогда работали и ледоколы и вообще финансовых возможностей было побольше. Но, предполагается, что и в этом году пассажиропоток будет стабильным - 1 миллион человек (плюс-минус 100 тысяч). К сожалению, сейчас приходится говорить не о “наращивании оборотов”, а лишь о сохранении достигнутого (впрочем, скоро надеются достроить павильон пригородного вокзала). Так, в этом году сохраняются все имевшиеся маршруты и пристани, будет поддерживаться, хотя и с трудом, обычное расписание. Но вот билеты на пригородные маршруты подорожают на 20-30%... Вся техника пережила зиму нормально, и сейчас идет ее приемка государственными комиссиями. Что касается скоростных судов, то в эксплуатации они, конечно, дороговаты, бывают и проблемы с двигателями. Но сами по себе “Ракеты” и “Метеоры” чрезвычайно удачны по конструкции и на некоторых маршрутах просто незаменимы. По словам Александра Бабурина, “Татфлот” делает все, чтобы сохранить свои “подводные крылья” и ставить крест на “скоростниках”, как и на всем нашем речном флоте, рано.
"Время и деньги" №72 от 26.04.06 |