25.04.06Лечить и учить одновременно? Низ-з-зя! | Ольга МАЧНЕВА
В 1992 году матери казанских детей с тяжелыми заболеваниями и очень ограниченными физическими возможностями вышли на площадь и обратились к президенту Шаймиеву: пожалуйста, дайте нашим детям возможность общаться со сверстниками, учиться и жить хоть сколько-нибудь нормальной жизнью, ведь в обычные школы они ходить не могут! Президент мольбу матерей услышал, и спустя несколько месяцев на улице Зорге открылся реабилитационный центр, в котором дети не только проходят медицинскую реабилитацию (получают лечебные процедуры, массаж, занимаются с дефектологом...), но и учатся, как их здоровые ровесники, - в классах, за партами.
Именно школьный компонент сделал казанский реабилитационный центр уникальным, такого нет даже в Москве. Поэтому родители везут сюда детей из столицы, из Саратова, из Владивостока, из Еревана... Люди меняют квартиры, бросают работу и едут в Казань с единственной целью - дать своим детям нормальное образование, то есть шанс в жизни. Ведь при том, что физические возможности у этих детей ограничены, интеллект-то у них в порядке. Из 25 выпускников центра (выпусков пока было два) 11 поступили в вузы, 6 - в техникумы. Если бы эти дети прошли надомное обучение, которое предусматривает всего 8 учебных часов в неделю и только 9 классов, ни о каком поступлении не могло быть и речи...
И вот на днях родители воспитанников реабилитационного центра узнали, что скоро их уникальную школу закроют. Как выяснилось, школьный компонент в реабилитационном центре чиновники признали лишним... Дело в том, что скоро у центра на Зорге меняется руководство - был он муниципальным учреждением, а станет государственным и перейдет в прямое подчинение Минсоцзащиты РТ. Ну а новые начальники считают, что лечить и учить одновременно детей нельзя, поэтому образовательным услугам не место в медико-социальном учреждении. При этом чиновники якобы чтут букву какого-то там закона, который не дозволяет смешивать школу и реабилитационный центр. Посмотреть же на жизнь шире, поразмыслить над тем, что реабилитация - это не только массаж и примочки, решить вопрос о сохранении школы вместе с минобразом соцзащитники не хотят.
- Узнав, что школу собираются закрывать, наши дети ревут не переставая: "Куда же мы теперь?". Ведь это только на Западе инвалиды учатся в обычных школах, а нам до этого еще, наверное, лет сто расти! - считают мамы учеников реабилитационного центра.
- Вот мой сын с виду совершенно нормальный, но вместо правой руки у него протез. Когда мы пошли на подготовительные курсы перед поступлением в 1-й класс, его там дети так затравили, что он наотрез отказался ходить в школу, - рассказала мне мама третьеклассника Рустема Гулюса Фаттахова. - До третьего класса сын дома учился, а потом мы узнали о существовании этого центра, так теперь ребенка просто не узнать - он научился радоваться жизни!
Пятиклассник Руслан, у которого нет пальцев на руках, тоже попробовал учиться в обычной школе и тоже не выдержал насмешек, хотя паренек не робкого десятка. Что уж говорить про ребят с диагнозом ДЦП: Маша вспоминает свой "обычный" детский сад, как страшный сон, Наиль предпочитает лишний раз не ходить по своему "обычному" двору, чтобы ему вслед не кричали: "Ты что, пьяный?".
- Но дело не только в том, что в обычных школах над нашими детьми издеваются, - объясняет Альбина Хайретдинова (ее сын учится в школе, а сама она в ней преподает). - Обычные школы совершенно не приспособлены для инвалидов, там ведь даже пандусов нет. В нашей школе дети сидят в классе, а преподаватели к ним приходят, а в обычной нужно бегать по этажам, по кабинетам. У нас детей каждое утро и каждый вечер развозит автобус, передвигаться в помещении им помогает специальный транспортировщик Юрий Павлович, а разве в обычной школе такое возможно? Специализированных школ для наших детей в Казани тоже нет - есть школы либо для умственно отсталых, либо для инвалидов, способных к самообслуживанию. А наши дети ни к той, ни к другой категории не относятся, значит, нам остается только надомное обучение.
- И ведь что непонятно, надомное обучение обходится государству гораздо дороже, чем школьное, - удивляется другая мама - учитель Гузель Фахреева. Ее сын, девятиклассник Марат, - спинальник-колясочник. Учится Марат на одни пятерки, а еще прекрасно рисует. Спрашивается, что государству выгоднее - чтобы инвалид жил на пособие или чтобы он стал дизайнером и к нему бы заказчики в очередь выстраивались?.. Недавно Марат Фахреев, как и еще двое учеников реабилитационного центра, победил в языковом конкурсе и выиграл поездку в США.
- Получается, Америка нас готова принять на 10 месяцев, готова предоставить все условия, нас приглашают жить в семью. А здесь, на родине, таких детей, как мой сын, хотят упрятать по домам и чтобы они оттуда не высовывались? - пытается вникнуть Гузель Фахреева в суть государственной социальной политики.
..."Если я всем мешаю, почему мне не перекрыли кислород сразу после рождения? Зачем оставили мучиться?" - этого вопроса больше всего боятся матери детей-инвалидов. Ведь если не лгать, очень трудно объяснить ребенку, почему в нашей стране так не любят инвалидов, но при этом все же не сбрасывают их со скалы, как в Спарте... Хоть и изобрели у нас сейчас вместо слова "инвалид" деликатный термин "человек с ограниченными возможностями", суть российской социальной политики от этого не изменилась - государство мирится с существованием инвалидов, но не более того...
"Вечерняя Казань" №64 от 25.04.06 |