21.04.06Второе пришествие Елены Образцовой | Сергей САВВИН
Великая певица выступила в программе «Очарование романса». В концерте также приняли участие Государственный оркестр народных инструментов РТ под управлением заслуженного деятеля искусств России и Татарстана Анатолия Шутикова и лектор-музыковед Лилия Апакова.
Ведущая рассказала вкратце историю проникновения романса в Россию, о выходе первого сборника «Между делом и бездельем» в 1750 году, о том, что соотечественники - от крепостных до царствующих особ - любили этот жанр.
Собственно музыкальная программа, прозвучавшая вчера: «Вздохнешь ли ты» Варламова (оркестр), «Я помню вальса звук прелестный» Листова, «Утро туманное» Абазы, «Я тебе ничего не скажу» Толстой, «Темно-вишневая шаль», «На Муромской дорожке» (оркестр), «Белой акации гроздья душистые» (оркестр), «Тихо все» Толстой, «Пронеслись мимолетные грезы» Лодыженского, «Грусть девушки» Гурилева, «Чернобровый, черноокий», «Дунайские волны» (оркестр), «В темном лесе» Цыганкова (оркестр), «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Не брани меня, родная» Дюбюка, «И нет в мире очей» Булахова, «Я тебя с годами не забыла» Булахова, Романс из музыкальных иллюстраций Свиридова к повести Пушкина «Метель» (оркестр), Вальс из сюиты «по прочтении Бунина» Беляева (оркестр), «Звезды на небе» Борисова, «Старый муж» Верстовского, «Ночь светла» Шишкина, «Что это сердце», «Нет, не тебя так пылко я люблю» и на бис «Что это сердце».
Романсы не удавались Елене Образцовой и ранее, а вчера - особенно. В начале концерта голос казался уставшим, все регистры жили сами по себе, при этом заметно «выпадал» медиум, однако от номера к номеру прима «распевалась», заводимая великолепным оркестром народных инструментов, и во втором отделении, к концу, стала почти прежней Еленой Образцовой - неотразимой. Публика восторженно принимали великую гостью, однако и те, кого не устраивает антимузыкальное и даже вульгарное обращение знаменитой оперной певицы с русским романсом, отдавали должное исключительной природе меццо-сопрано Елены Образцовой, да и просто красоте и обаянию всемирно известной женщины.
В целом программа - и вокальные номера, и оркестровые - объемна и сложна, участники концерта, поднимая столь весомый музыкальный пласт, проявили, можно сказать, совестливость и выносливость. Отрадно, что оркестр под управлением Анатолия Шутикова показал, прежде всего перед московской гостьей, не только свою «столичность», но и высшие достижения «народного» симфонизма, - воистину один из лучших оркестров русских народных инструментов в стране.
Казанцы помнят две программы Елены Образцовой в январе 1989 года в Актовом зале консерватории - в первом концерте звучали арии из опер, во втором, на следующий день, - романсы. Елена Образцова пела под рояль, аккомпанировал Важа Чачава. К слову, о «чистоте жанра»: в 1989-м певица удивила казанцев «правильным» исполнением романса Сергея Рахманинова «Сирень» - такой ровности, чистоты, интимности, просто тишины слушатели, знающие «цыганские» предпочтения Елены Васильевны, не ждали.
А вдруг в очередной приезд, лет через пятнадцать, певица звездной величины вновь нас удивит - ведь может!
Intertat.ru |